статьи
Джонни, будь на высоте.
Вряд ли он не знаком с наркотиками класса А.
Но, снимаясь в главной роли в фильме о наркобароне,
Джонни говорит, что оставил свои "годы смятения" позади себя.
Он беседует с Данни Леем.
"The Guardian"
вторник 24 мая 2001 г.
Когда Джонни Депп впервые попал в тюрьму, все, о чем
он подумал, было, как она безобидно выглядит. Как милостиво. "Это
все кажется таким анонимным", - сказал он. "Знаете, всего лишь бетонные
блоки. Конечно, это только фасад. Затем вы замечаете колючую проволоку.
И детекторы проверяют вас на наличие металла, а затем вы оказываетесь
в утробе чудовища. А затем… ". Его лицо просветляется, он поднимает
ладонь. "Привет, Джордж!" Под Джорджем он подразумевает Джорджа
Джанга, торговца наркотиками, который первым познакомил с кокаином
жаждущую острых ощущений Америку в середине семидесятых, и чья незаконная
карьера послужила основой для новой картины Деппа, "Кокаин". Тюрьмой,
в которую направили Деппа (исключительно в исследовательских целях),
было Федеральное исправительное учреждение Отисвилля, наполовину
поручительская организация в северной части штата Нью-Йорк, где
Джанг отбывает срок уже 25 лет, без права досрочного освобождения.
Они пожимают друг другу руки. "Сначала это было едва ли не слишком
странно", - говорит Депп сейчас, сидя в галстуке и шляпе с широкими
полями в знойный лондонский полдень. "Все, о чем я мог думать -
что если он мне не понравится? Что если я ему не понравлюсь? Что
если он не захочет, чтобы я играл эту роль?". Деппу не из-за чего
было волноваться - его репутация опередила его. Воодушевленный идеей
создать биографическую картину, подробно рассказывающую о его жизни,
одряхлевший Джанг поинтересовался, кто будет играть его. Имя Деппа
ему ничего не сказало. Тем не менее, на следующий день, после разговора
со своими приятелями-заключенными, он позвонил режиссеру Теду Демму.
"Итак, этот парень, Депп.. ребята говорят, он в порядке". Поджигая
первую из полдюжины свернутых вручную папирос, Депп улыбается воспоминаниям.
"Да, я был счастлив по этому поводу. Приятно знать, что тебя любят
в тюрьме". Несмотря на то, что Кокаин это определенно рассказ о
злополучном пути Джанга от мелкого торговца марихуаной до важной
фигуры в Меделлинской картели, он так же принадлежит Деппу, великому
подчас актеру, чья игра - легкий тик и сдержанные высказывания с
грустным взглядом - напоминает вам о том, как хорош он может быть.
Несмотря на то, что сходства между ними никакого (Депп - скуластый
видный мужчина, Джанг - превратившийся благодаря наркотикам в карикатуру),
эта разница между ними практически исчезает на экране. "Знаете",
- говорит он, в конце концов, снимая шляпу, - "Джордж разговаривает
этими бестолковыми…загадками. И он, несомненно, обвинил меня в том,
что я колдун, знаете, такой странный колдун, который украл его мысли
и часть его души". Пауза. "Что было еще одним приятным комплиментом".
Но лесть, которую слышит Депп со всех концов тюремной системы США,
не отзывается эхом в других местах. Казалось бы, играть любую из
его эзотерических ролей, благодаря которым он сделал карьеру - режиссера-трансвестита,
человека с руками-ножницами - это замечательно. Тем не менее, в
насквозь пропитанными наркотиками США играть наркобарона (да еще
с симпатией), оказывается ложным шагом. Вы, конечно, можете поспорить,
как это делает Депп, что Джанг был простым американским предпринимателем,
который сделал то же, "что сделали бы 95 процентов населения США,
оказавшись в такой ситуации". Вы можете также указать на лицемерие
войны с наркотиками и на неплохо зарабатывающую медицинскую индустрию,
которая "выпускает таблетки, даже не спрашивая зачем". Но если вы
предпочитаете более прозаичную сторону, у вас останется подозрение,
что Депп - совладелец бара "Вайпер Рум" в Лос-Анджелесе, где его
друг Ривер Феникс умер от передозировки в 1993 году - скажем, не
является противником наркотиков. Паузы, которыми полна его речь,
становятся длиннее. "Ну… было бы сложно поспорить с тем, что я не
был противником наркотиков. Я за то, чтобы… с умом походить к делу.
То есть, становится ли мне грустно при виде ребенка, принимающего
наркотик? Да. У меня было много друзей, которые умерли из-за злоупотребления
наркотиками. Или, знаете, полностью отстранились. Но нам следовало
бы спрашивать, почему эти дети нуждаются в том, чтобы делать себе
анестезию". Следует особенно содержательная пауза. На секунду я
убежден, что он забыл, о чем только что говорил. "Не знаю… Я пережил
столькие годы, в течение которых я лечил себя. Но, в конечном счете,
все, что вы делаете - отсрочиваете неизбежное. Которое заключается
в том, что вам придется столкнуться со своими демонами". Еще одна
папироса, свернутая и зажженная. Что вы употребляли? "О, знаете…
Все, что могло меня заставить почувствовать себя лучше. Или заставить
меня поверить, что я чувствую себя лучше. Но кокаин - это странная
вещь. Действительно странная. Я имею ввиду, я его ненавидел. Вы
ощущаете это синтетическое счастье, а затем вы просто в панике и
скрипите зубами и…" Он замолкает. Итак, вы перестали употреблять
их из-за своего рода окончательного прозрения? Или из-за простого
взросления? "Мне кажется… То есть я пью, и значит, я все еще использую
этот способ бегства. Но в течение многих лет все сводилось к одному:
"черт, пошло оно, я займусь этим завтра". А потом ты осознаешь,
что причиняешь боль людям, которые тебя окружают, и ты пугаешь людей,
которые тебя окружают, и это кажется просто… глупым. И ты останавливаешься".
Несмотря на то, что Депп исключительно откровенен, рассказывая о
своих "годах смятения", кажется, что сейчас у него новая проблема
- трудоголизм. Например, недавно он поселился в Париже со своей
подругой Ванессой Паради и их двухлетней дочерью и вместо того,
чтобы развлекать таблоиды, он играет роль за ролью, делает фильм
за фильмом. Некоторые из них были изысканными, некоторые печальными,
а некоторые просто трудными (особенно "Шоколад", в котором он щеголял
неповторимым ирландским акцентом). Однако кажется, что все они являются
следствием сознательной тяги к неординарному. Большую часть своей
карьеры он провел, уклоняясь от коммерческого радара, и вам интересно,
как он относится к своим коллегам с их блокбастерами и гонорарами
в 20 миллионов долларов. Перед тем как он успевает ответить, ассистент
приносит ему кофе. Спросив, не выпью ли и я, он немедленно протягивает
мне свой. "Нет, на самом деле, у меня есть свои… То есть эти ребята,
которые зарабатывают себе денег - я желаю им удачи. Но я не смотрю
много фильмов, и я действительно рад не быть в курсе того, что делают
другие люди. Я могу сказать, что за последние пару месяцев я посмотрел
пару этих масштабных экшен-фильмов, просто для того, чтобы сесть
и испытать не требующее умственных усилий развлечение. И я был действительно…",
- он подыскивает слово. - "Ошеломлен. То есть я был шокирован тем,
насколько они плохи. Они были удивительны! Невероятно!" И вы не
можете не подумать о том, что он сам вполне мог бы сейчас сниматься
в таких же проектах. В конце концов, в середине 80-х, после ведущей
роли в полицейском сериале для подростков "21 Джамп Стрит", его
дорога в Голливуд в качестве "героя недели" казалась гарантированной.
Вместо этого, он погасил контракт и ушел. Где бы он сейчас был,
если бы остался? Он выглядит искренне испуганным. "О Господи… Боже
мой… То есть, я бы разочаровался. Разочаровался в себе. Так что
я, возможно, был бы обрюзгшим и пьяным и… снимающимся в дрянной
мыльной опере". Конечно, все не так. Скорее, он парень с жесткой
рабочей этикой и имиджем, напоминающим нечто среднее между дружелюбным
эксцентричным человеком со страстью к неизведанному (недолгое ли
это развлечение, связанное с приобретением художественных работ
серийного убийцы Джона Уайна Гэйси или появление в "Фаст Шоу" (популярный
комедийный сериал - прим. переводчика)) и мятежником в своей профессии,
делающим с точки зрения американских стандартов карьерного роста
в кинобизнесе слепой выбор. Но и то, и другое, нужно отметить, имеет
мало общего с этим кротким 38-ми летним мужчиной с плавной речью.
"Что же", - говорит он. - "Я думаю, что я все еще несколько в стороне
от этой чертовщины. То есть не настолько в стороне, насколько не
внутри нее, понимаете?" Знает ли он, что режиссер Майк Ньюэлл, который
работал с ним над безупречной живой драмой "Донни Браско", характеризует
его как "кого-то, кого можно привести домой для знакомства с мамой"?
Депп долго смеется, услышав это. "Это очень мило с его стороны.
Он никогда этого не делал, но… Не знаю… Нам всем приходится идти
и продавать свои задницы, но такие вещи - это просто липкие ярлыки,
которые люди используют, чтобы продать тебя. Потому что я ничего
не планирую. Я всего лишь я. И знаете, ты чувствуешь себя обнаженным,
когда ты это просто ты. То есть я все еще помню, как меня впервые
затолкали в кастрюлю с супом, они пытались превратить меня в некое
подобие мальчика с плаката для молодежных журналов. И я все еще
помню, как я был оскорблен этим. Но знаете, я это пережил, и знаете,
сейчас мне сто лет. Я догоняю Мафусаила (прожившего, как известно
из Ветхого Завета, 969 лет - прим. переводчика). И все в порядке?
Он сворачивает последнюю папиросу и смотрит вдаль. "Знаете, в каком-то
смысле мне нравится это. То есть, ты становишься старше, и неожиданно
тебе перестает быть необходимым выходить и делать всю эту дрянь,
которую делаешь, пока ты молод и глуп". Широкополая шляпа возвращается
на его голову. "Потому что место молодости заменила старость и глухота".
перевод Ромашки
|