...ты либо безумец, либо гений
это две стороны одной сущности
 

 

статьи

 

Говорит Мертвец

Гари Сасмен
Бостон Феникс, 9-16 мая 1996 г.

 

Нью-Йорк. У Джима Джармуша наметан глаз на житейские моменты, которые на самом деле кажутся не такими уж житейскими, по ходу того, как его герои посещают Кливленд в фильме «Stranger Than Paradise», или едут в такси в «Ночи над землей» или блуждают по Старому Западу в его последнем фильме «Мертвец». «Ваша жизнь – это аккумулятор самых разных вещей – грустных и глупых, веселых и жестоких, мерзких и прекрасных», - говорит он. «Я стараюсь писать истории, которые не фокусируются только на драматичных моментах вашей жизни, потому что даже самые глупые ее события могут иметь одинаковую ценность и оказаться важными».

В фильме «Мертвец» Джонни Депп играет роль Блейка, бухгалтера из города Кливленда, случайно оказавшегося преступником и вынужденного скрываться, а Гари Фармер играет индейца по имени Никто, который тоже чувствует себя изгоем и становится для Деппа проводником в мир духов. «Я писал сценарий к этому фильму, представляя себе Джонни Деппа в главной роли и Гари Фармера в роли Никто», - говорит Джармуш. «Я был знаком с Джонни и рассказал ему эту историю еще до того, как написал ее. Гари я прежде никогда не встречал. Если бы хотя бы один из этих актеров отказался сниматься, я вообще не уверен, что выпустил бы этот фильм».

«Я решил, что именно Депп должен сыграть роль Уильяма Блейка, потому что знаю о его способности начать с невинности. Это трудная роль, в самом начале нужно воплотить пассивного героя в жанре, основанном на активных, агрессивных героях, находящихся в центре. Мне понравился способ воплощения Деппом этого героя тем, что он сумел передать множество тонких, но значительных изменений в персонаже, не совсем последовательно, но без всяких видимых акцентов на его развитии. Он оказался гораздо более точным, чем я мог предположить. Он был изобретателен».

Впервые приемы Джармуша выходят за рамки современного городского пейзажа, который был виден в четырех предыдущих его фильмах. О вестерне он говорит так: «Этот жанр нельзя назвать одним из моих любимых. В данном случае он был уместен тем, что может стать аллегорической формой, в которую помещается много вещей, никак не связанных со стилем вестерн. Я люблю вестерны Монте Хеллмана, Пекинпе, Леони. Критик Джонатан Розенбаум придумал термин «кислотные вестерны», которые, по моим соображениям, были сняты людьми, принимавшими кислоту. Фильм «Мертвец» он назвал продолжением этого жанра. О чем я был рад слышать».

Так значит Джармуш принимал кислоту? «Только не теперь», - парирует он.

Если «Мертвец» не кислотный вестерн, то уж точно табачный, судя по частоте задаваемого вопроса некурящему герою Деппа, нет ли у него табака. «Это не просто беглая шутка», - говорит Фармер, урожденный индеец племени Койага из Торонто, который объясняет индейскую тему Джармуша смесью исследования и ясности. «Иногда случались поистине замечательные вещи. Иногда у Джима появлялись идеи, которые имели связь с миром индейцев, и об этой связи он не знал. И я говорил ему, что он как будто ощущает насквозь то, что делает».

«Например, он не знал духовного назначения табака. У нашего народа предложение табака на самом деле имеет священное, ритуальное значение. Так, когда каждый спрашивал Блейка, нет ли у него табака, вряд ли режиссер догадывался о подлинном значении данной просьбы. Эта фраза просто несколько раз повторялась в его сценарии. Когда я раскрыл ему этот секрет, он наметил себе отправную точку, от которой строил всю работу».

Фармер остался доволен результатом. «Это тот фильм, после просмотра которого в вашей голове мысли сплетаются в загадочный узор. Фильм не оставляет равнодушным. Он остается с вами. Независимо от того, что вы увидели в этом фильме, каждый зритель видит его по-разному. Думаю, что в этом плане данный фильм гениален».

Безусловно, это необычный вестерн. Джармуш изо всех сил старался избежать идентичности традиционному жанру. Для начала, он хотел сделать фильм черно-белым. «Это потому что фильм о человеке, который все дальше и дальше уходит от привычной ему жизни», - объясняет он. «Мы все привыкли к цветам западного ландшафта, и они не кажутся нам новыми. Чтобы сохранить жутковатую и немного дурманящую атмосферу, было необходимо уйти от традиционных цветов».

«Главный фотограф Робби Мюллер и я исследовали местность, и если мы находили великолепные пейзажи, похожие на картинку с календаря или изображение на открытке, мы преднамеренно старались разобрать его на составные части. Вместо вида, подобного Джону Форду, мы находили отдельное дерево или камень или еще что-нибудь интересное».

Почти девятимиллионный «Мертвец» - на данный момент является самым дорогостоящим фильмом Джима Джармуша. Сам режиссер понимает, что коммерческие перспективы фильма ограничены, и он не хочет обсуждать свои дальнейшие планы после выхода фильма в свет. «Если Мертвец не пойдет прямиком на видео, я могу думать подумать о работе над следующим фильмом».

перевод Natalie

 


б и о г р а ф и я
ф и л ь м ы
ф о т о а л ь б о м
и н т е р в ь ю
с т а т ь и
р е ц е н з и и
с с ы л к и

 

биография |   фильмы   | фотоальбоминтервью  |   статьи   |  рецензии  |   |  ссылки

  © administrator   2003 - 2008