статьи
Говорит Мертвец
Гари Сасмен
Бостон Феникс, 9-16 мая 1996 г.
Нью-Йорк. У Джима Джармуша наметан глаз на житейские
моменты, которые на самом деле кажутся не такими уж житейскими,
по ходу того, как его герои посещают Кливленд в фильме «Stranger
Than Paradise», или едут в такси в «Ночи над землей» или блуждают
по Старому Западу в его последнем фильме «Мертвец». «Ваша жизнь
– это аккумулятор самых разных вещей – грустных и глупых, веселых
и жестоких, мерзких и прекрасных», - говорит он. «Я стараюсь писать
истории, которые не фокусируются только на драматичных моментах
вашей жизни, потому что даже самые глупые ее события могут иметь
одинаковую ценность и оказаться важными».
В фильме «Мертвец» Джонни Депп играет роль Блейка, бухгалтера из
города Кливленда, случайно оказавшегося преступником и вынужденного
скрываться, а Гари Фармер играет индейца по имени Никто, который
тоже чувствует себя изгоем и становится для Деппа проводником в
мир духов. «Я писал сценарий к этому фильму, представляя себе Джонни
Деппа в главной роли и Гари Фармера в роли Никто», - говорит Джармуш.
«Я был знаком с Джонни и рассказал ему эту историю еще до того,
как написал ее. Гари я прежде никогда не встречал. Если бы хотя
бы один из этих актеров отказался сниматься, я вообще не уверен,
что выпустил бы этот фильм».
«Я решил, что именно Депп должен сыграть роль Уильяма Блейка, потому
что знаю о его способности начать с невинности. Это трудная роль,
в самом начале нужно воплотить пассивного героя в жанре, основанном
на активных, агрессивных героях, находящихся в центре. Мне понравился
способ воплощения Деппом этого героя тем, что он сумел передать
множество тонких, но значительных изменений в персонаже, не совсем
последовательно, но без всяких видимых акцентов на его развитии.
Он оказался гораздо более точным, чем я мог предположить. Он был
изобретателен».
Впервые приемы Джармуша выходят за рамки современного городского
пейзажа, который был виден в четырех предыдущих его фильмах. О вестерне
он говорит так: «Этот жанр нельзя назвать одним из моих любимых.
В данном случае он был уместен тем, что может стать аллегорической
формой, в которую помещается много вещей, никак не связанных со
стилем вестерн. Я люблю вестерны Монте Хеллмана, Пекинпе, Леони.
Критик Джонатан Розенбаум придумал термин «кислотные вестерны»,
которые, по моим соображениям, были сняты людьми, принимавшими кислоту.
Фильм «Мертвец» он назвал продолжением этого жанра. О чем я был
рад слышать».
Так значит Джармуш принимал кислоту? «Только не теперь», - парирует
он.
Если «Мертвец» не кислотный вестерн, то уж точно табачный, судя
по частоте задаваемого вопроса некурящему герою Деппа, нет ли у
него табака. «Это не просто беглая шутка», - говорит Фармер, урожденный
индеец племени Койага из Торонто, который объясняет индейскую тему
Джармуша смесью исследования и ясности. «Иногда случались поистине
замечательные вещи. Иногда у Джима появлялись идеи, которые имели
связь с миром индейцев, и об этой связи он не знал. И я говорил
ему, что он как будто ощущает насквозь то, что делает».
«Например, он не знал духовного назначения табака. У нашего народа
предложение табака на самом деле имеет священное, ритуальное значение.
Так, когда каждый спрашивал Блейка, нет ли у него табака, вряд ли
режиссер догадывался о подлинном значении данной просьбы. Эта фраза
просто несколько раз повторялась в его сценарии. Когда я раскрыл
ему этот секрет, он наметил себе отправную точку, от которой строил
всю работу».
Фармер остался доволен результатом. «Это тот фильм, после просмотра
которого в вашей голове мысли сплетаются в загадочный узор. Фильм
не оставляет равнодушным. Он остается с вами. Независимо от того,
что вы увидели в этом фильме, каждый зритель видит его по-разному.
Думаю, что в этом плане данный фильм гениален».
Безусловно, это необычный вестерн. Джармуш изо всех сил старался
избежать идентичности традиционному жанру. Для начала, он хотел
сделать фильм черно-белым. «Это потому что фильм о человеке, который
все дальше и дальше уходит от привычной ему жизни», - объясняет
он. «Мы все привыкли к цветам западного ландшафта, и они не кажутся
нам новыми. Чтобы сохранить жутковатую и немного дурманящую атмосферу,
было необходимо уйти от традиционных цветов».
«Главный фотограф Робби Мюллер и я исследовали местность, и если
мы находили великолепные пейзажи, похожие на картинку с календаря
или изображение на открытке, мы преднамеренно старались разобрать
его на составные части. Вместо вида, подобного Джону Форду, мы находили
отдельное дерево или камень или еще что-нибудь интересное».
Почти девятимиллионный «Мертвец» - на данный момент является самым
дорогостоящим фильмом Джима Джармуша. Сам режиссер понимает, что
коммерческие перспективы фильма ограничены, и он не хочет обсуждать
свои дальнейшие планы после выхода фильма в свет. «Если Мертвец
не пойдет прямиком на видео, я могу думать подумать о работе над
следующим фильмом».
перевод Natalie
|