"Чарли и шоколадная фабрика"
( Charlie and the chocolate factory )
Режиссер: Тим Бертон
Есть ли жизнь вне шоколада.
Мне кажется, этот фильм порадует прежде всего
людей с неординарным мышлением и нетрадиционным взглядом на
жизнь. В оригинальности и смелости, а порой и в чудаковатости
принимаемых решений, Тиму Бертону не откажешь. В очередной раз
он приглашает нас в мир своих авангардных фантазий, многие из
которых шокируют тех, кто не готов принять "непохожесть".
Но для тех, кто любит мечтать и ничего не боится (даже увидеть
Джонни Деппа в парике, с выбеленной кожей и с распорками во
рту) - это как раз то, что нужно. Если вы из второй категории,
вы наверняка сочтете фильм, по крайней мере, забавным и неглупым.
Как и я.
Итак, сказка. И все, что к ней прилагается: голос за кадром,
волшебные лилипуты и торжество справедливости. Мальчик Чарли
(как и положено, из очень бедной семьи) находит один из золотых
билетов в шоколадной плитке и становиться участником уникальной
акции. Лучший в мире кондитер Вилли Вонка распахивает свои двери
для Чарли и еще четверых счастливчиков (гораздо более избалованных)
и приглашает их в увлекательное путешествие по святая-святых
- своей удивительной фабрике, которая полна не только шоколада,
но и опасностей.
Почти полфильма сам Вилли Вонка остается за кадром, но как только
он появляется пред нашим изумленным взором… сразу возникают
тысячи вопросов. Почему он такой загадочный? Почему он так странно
одет? Почему он на глазах у детей сжигает поющих кукол? Почему
он добровольно обрек себя на многолетнее одиночество? Как его
фабрика до сих пор функционирует, если там нет ни единой (кроме,
разумеется, самого Вонки) души? Что ждет нас за стенами этого
зловещего почти-замка из сине-серой стали? Неужели сказочная
страна с цветущими садами, мармеладными деревьями и молочными
озерами? Ну, почти так. А ответы на многие из этих вопросов
мы получим, узнав эксцентричного кондитера поближе.
Даже после стольких лет затворничества, Вилли Вонка ведет себя
непринужденно и раскованно, но стоит ему напомнить о р…р…ро…родителях,
он тут же меняется, становясь ранимым и задумчивым. Всего одно
мгновение - но и его достаточно, чтобы понять - возможно, этот
чудак не такой, каким кажется или хочет казаться.
На самом деле Вонка - интроверт, его взгляды больше обращены
внутрь себя, нежели во внешний мир. Кажется, он все время поглощен
мыслями о создании более совершенных помадок или новых вкусов
для мороженого. Он необыкновенно сосредоточен на всем этом и
не терпит, когда кто-то сомневается в качестве производимого
им шоколада. Но его нельзя назвать высокомерным или надменным.
Отнюдь. Просто он обладает неординарным мировоззрением - он
видит и воспринимает вещи не так, как обычные люди - по-своему,
по Вилли-Вонковки. И в этом нет ничего плохого. В каждом из
нас живет подобный человечек, но зачастую мы вынуждены его скрывать
- чтобы не напугать близких, не отвечать на лишние вопросы,
не быть изгоем, не противоречить общепринятым стандартам. Но
неизменно наше внутренне "я" вырывается наружу всякий
раз, когда мы начинаем творить. Я имею в виду любое творчество:
рисунки, дневниковые записи, письма друзьям, даже не донесенные
до тетради или не воплощенные в речи фантазии - все это наш
собственный мир. И, на самом деле, он намного больше и интереснее
того, в котором мы вынуждены жить.
Для Вонки мерилом всего является шоколад - и он искренне верит,
что на свете нет ничего лучше. Вы можете считать его ограниченным
или помешанным, морально недоразвитым или извращенным, но, существуй
этот персонаж на самом деле, он бы вряд ли обиделся хотя бы
на один из этих эпитетов. Он - одиночка и не стремиться к пониманию.
Плоды его собственной безудержной фантазии интересуют его гораздо
больше, чем мнения о том, как он выглядит или как себя ведет.
Вонка так увлечен своим умопомрачительным детищем, что самозабвенно
пританцовывает в такт незатейливым песенкам Умпа-Лумпов, абсолютно
не переживая о том, нравиться ли весь этот балаган его дорогим
гостям.
Однако, Чарли в восторге. В то время, как другие дети спорят,
пытаются "уколоть" друг друга и чуть ли не дерутся,
Чарли "просто рад здесь находиться", как правильно
заметил сам Вонка. По ходу путешествия любопытный мальчик засыпает
хозяина фабрики вопросами о его детстве, первой съеденной конфетке
и тому подобном, внимая каждому слову Вилли.
Благодаря Чарли тот погружается в воспоминания и обнажает нам
свою полную противоречий душу.
Вонка может быть сухим и не очень приветливым, проявляя свое
недовольство по поводу сказанного тем или иным, сомневающимся
в его волшебном искусстве, ребенком. Но он может быть и внимательным,
даже заботливым (например, в эпизоде, когда Вилли предлагает
Чарли попробовать шоколад из реки, потому что он "выглядит
слишком голодным"). Несмотря на то, что его речь балансирует
на гране иронии и сарказма, он не позволяет себе в адрес детей
ни одного грубого слова (хотя порой они просто невыносимы!)
Он не теряет самообладание и не повышает голос. И не вызывает
ни капельки раздражения или неприязни. Он оставляет неоднозначное
впечатление, но лично для меня Вилли Вонка положителен как минимум
на 90%. Объясню почему.
Да, он жестковато, порой даже жестоко шутит над избалованными
и непослушными детьми, но разве они этого не заслуживают?
Да, он кажется бесчувственным к простым человеческим радостям
(равно как и к страданиям), но разве ощущал он на себе настоящую
родительскую любовь, которая должна была воспитать в нем разного
рода добродетели?
Да, он ведет себя очень странно и неадекватно, но разве не это
- последствия того эмоционального вакуума, в котором он вынужден
был находиться более 20 лет, общаясь разве что с вечно пребывающими
то в работе, то в танцах Умпа-Лумпами?
Может быть, это довольно субъективные причины, но они оказали
огромное воздействие на формирование Вонки как личности. Хорошо,
что в фильме все это показано в виде воспоминаний из детства,
ведь таким образом мы может проследить, что же повлияло на этого
необычного человека и сделало его именно таким. Мы можем понять
его, принять и простить - каждый в той мере, которую определяет
его душа и собственные моральные принципы.
Возможно, я слишком глубоко копнула, но просто у меня есть привычка
- искать во всем смысл. А фильм все-таки больше развлекательный
и есть в нем парочка забавных и волнующих моментов, которые
я не могу не отметить:
· Чарли так долго находил этот заветный золотой
билетик (честно говоря, я была уверена, что у него с первого
раза получится), что я грешным делом уже начала думать, что
когда это радостное событие наконец-то произойдет, его дедуля
от счастья с инфарктом свалится!
· Почему-то многие критики уверены, что Вонка
- прототип Майкла Джексона. Мне не показалось. Для меня этот
образ - нечто среднее между Жанной Агузаровой, Графом Дракулой,
Битл Джусом и Фредди Меркюри - кода он был без усов и с дурацкой
прической.
· Первое, что бросилось мне (и, думаю, не только
мне) в глаза при "встрече" с Вилли Вонкой - так это
его лучезарная, белозубая улыбка. И весь оставшийся фильм я
искала в этом какую-то фишку, своеобразный подвох. Не зря, как
оказалось. В итоге именно по этим идеальным зубам отец Вилли
и узнал своего отпрыска! Здорово придумано. Значит, не даром
он так настойчиво читал сынишке лекции о том, что леденец в
узком кругу дантистов называется не иначе как "здравствуй,
кариес!" Всем родителям на заметку.
Хотя, по-моему, как-то кощунственно выбрасывать в печку конфеты,
когда вокруг голодают дети…
Искусство удивлять
А теперь мне бы хотелось поговорить непосредственно
об актерах и сыгранных ими ролях.
По сути, в фильме два главных героя - уже не раз упоминавшийся
Вилли Вонка (Депп), для которого весь смысл существования заключен
в конфетах да карамельках, и нищий мальчик Чарли (Фредди), показавший
своему взрослому "двойнику", что жизнь может быть
сладкой и без шоколада.
Да, я правда думаю, что Вилли и Чарли очень похожи. Они оба
мечтательны, непредсказуемы, любознательны и, кроме того, напрочь
лишены меркантильных амбиций. У каждого из них есть некий стержень,
основа счастья, от которого они не намерены отступаться. Только
судьбы у них разные.
Их единство символизирует и то, что в итоге Чарли становится
наследником Вилли. Более того, они дарят друг другу частичку
своего фундаментально представления о счастливой жизни - шоколад
в обмен на любовь семьи.
Возможно, такое ощущение внутренней связи между героями возникает
еще и потому, что мы лицезрим знакомый актерский тандем из "Волшебной
страны" - Джонни Деппа и его маленького коллегу Фредди
Хаймора. И оба они снова на высоте. (Детей пропускаем вперед).
Меня просто поражает, как этот 7-летний (или сколько ему там?)
мальчик так легко справляется с поставленной перед ним задачей.
Эти чистые голубые глаза, полные невинности и жажды познания,
все движения и эмоции, продуманные настолько, словно он чувствует
себя Чарли или, по крайней мере, точно осознает, каким он должен
быть. При всем при этом, Фредди не отличается особой красотой,
которую принято считать главным голливудской удачей в детях,
загримированных словно под кукол. Фредди же настоящий. Словно
мальчик из соседнего подъезда.
Вообще стоит заметить, что все дети из этого фильма - бесценная
находка для режиссера. Все до одного настолько типажны, настолько
соответствуют своему экранному образу, что невольно начинаешь
искать их прототипы среди своих бывших школьных знакомых.
Фредди же - самый незаметный в плане характерности, но самый
примечательный в плане актерского мастерства. Согласитесь, гораздо
легче сыграть яркую роль капризной Веруки, чем скромного послушного
мальчика (пусть и главного героя) так, чтобы тебя запомнили.
Конечно, мы запомнили Фредди. Но тот, кто уж точно в очередной
раз не оставил зрителей равнодушными, так это Вилли Вонка. Джонни
Депп, то есть.
Знаете, когда на большом экране я вижу жалкие попытки "деревянного"
Бена Аффлека выдавить из себя крокодиловы слезы, или не менее
жалкие попытки вечно влюбленного Орландо Блума соорудить на
своем ангельском личике геройскую мину, мне хочется на мгновение
стать Станиславским и во все горло прокричать "НЕ ВЕРЮ!!!"
- так, чтобы слышал весь Голливуд.
Тем не менее, в них влюблены миллионы. Но мы не об этом говорим.
Мы говорим о таланте.
Когда я смотрю на Джонни Деппа, я нахожу то, что мне так хочется
найти - естественность. Это все. Так мало и так много. Именно
она, естественность, может превратить обычного человека в актера,
а на самом деле - оставить его самим собой. Все мы актеры, в
той или иной степени. Мы играем разные роли в кино под названием
"жизнь", только вместо камеры на нас смотрят чужие
глаза.
Никто из нас не знает, что произойдет в следующую секунду. Возможно,
начнется гроза, и молодая мама закроет окна в квартире, испугавшись
за своего малыша. А, может быть, выглянет солнце, и она улыбнется,
распахнув окна навстречу теплым лучам. Это естественная реакция.
Один знаменитый преподаватель актерского мастерства из Нью-Йорка
(к сожалению, не помню его имени) как-то сказал, что для актера
главное - видеть реакцию зрителя и стараться следовать за ней.
В театре это проще - ты смотришь на лица сидящих в зале и можешь
корректировать свои погрешности с помощью импровизации. Но игра
в кино - это словно лабиринт вслепую, в конце которого тебя
ждет долгожданная и самая ценная в мире награда - аплодисменты.
Ты идешь в никуда с завязанными глазами и постоянно натыкаешься
на препятствия: недостаток эмоций, фантазии, возможно, переизбыток
волнения или неуверенности в своих силах.
Все это приводит к одному - к недоразвитости образа, к разрушению
его целостности, а следовательно - к тупику в лабиринте. Конечно,
ты слышишь подсказки режиссера, но он не может пройти путь за
тебя.
И ты думаешь: "Может, это улыбка слишком фальшива, эти
слезы недостаточно правдоподобны, а этот жест вообще не к месту?"
Актеру кино очень сложно предугадать реакцию зрителя и увидеть
в их глазах приговор: "верю" или "не верю".
Так вот Джонни Деппу я однозначно "ВЕРЮ". Он всегда
выбирает правильную дорогу и блестяще проходит лабиринт любой
сложности - от начала и до конца. Его естественность подкупает.
Завораживает. Восхищает. Любую эмоцию - от мерзкого отвращения
до наивного умиления он вычерчивает так ясно и четко, что иногда
это даже пугает. Страшновато становиться за Джонни, что однажды
он застрянет в шкуре одного из своих героев и не сможет из нее
выбраться. Но, когда я в очередной раз вижу, как виртуозно он
их меняет, я понимаю, что каждая роль остается в нем навсегда.
И это совсем не страшно. Даже полезно.
Выражаясь актерским термином, у него "работает лицо"
- все: от бровей до подбородка и всегда: безукоризненно и безотказно.
К счастью, природа одарила Джонни необычной внешностью и, меняя
маски, он умело ею пользуется. Хотя за любой из них мы безошибочно
узнаем присущие только ему мимику, жесты, пластику и, конечно,
глаза. Необыкновенно выразительные, теплые и глубокие.
Я убеждена, Депп запросто может играть без слов. Если бы Голливуд
в один прекрасный день вдруг стал немым, Джонни бы достались
все мыслимые Оскары.
Согласна, грим тоже имеет место. Например, в "Чарли и Шоколадной
фабрике", Деппа "разукрасили" почти до неузнаваемости.
Но, постойте, грим - это всего лишь грим. Это не универсальное
оружие и не чудодейственное средство, а мертвая субстанция,
которую, для достижения желаемого эффекта, необходимо оживить.
Грим - это своего рода инструмент и только в руках умелого мастера
он превращается в уникальный ключик к зрительским сердцам.
Но для Джонни дорога к ним и так открыта. У него есть одна черта
подстать сокровищу. Я бы ее назвала "необъятное обаяние".
Он словно держит вашу душу на своей ладони - не сжимает и не
стремиться удержать. Она свободно покоиться в его руке.., но
не спешит покидать эту необыкновенную ауру очарования.
И третья особенность, которая выгодно отличает Джонни Деппа
от других актеров - его непредсказуемость. То, что заставляет
вас задерживать свой блуждающий взгляд и ловить каждую секунду
просмотра.
В наше перенасыщенное информацией время очень легко стать предсказуемым
и потеряться как личность. Единственный способ обратить внимание
на что-либо - это импровизация. Удивлять, удивлять и еще раз
удивлять, каждый раз изобретая что-то новое. Кто умеет это делать
лучше Джонни? Да никто.
Но самое ценное, что делает он это не ради критиков, кассовых
сборов или номинаций, а каждый раз отправляется в это виртуальное
"путешествие" исключительно ДЛЯ СЕБЯ. Он хочет испытывать
новые ощущения, хочет рисковать и, быть может, ошибаться, терять
и находить себя снова. Это ранит и это обогащает. Вы можете
принять это или отвергнуть. Отправиться вместе с ним или остаться
"дома". Выбор за вами. Лично я уже у двери с чемоданами.
Потому что я ценю оригинальность и жертвы во имя нее. Такая
позиция Джонни - его козырь, но и великий психологический труд,
как плата за то, чтобы открывать в себе неизведанное. Это как
по-разному собирать замок из одних и тех же кирпичиков. У Джонни
хватает на это фантазии уже более 20 лет и, надеюсь, хватит
еще надолго.
Как говаривал один знаменитый пират и добрый малый: "Безумец
и гений - это две крайности одной и той же сущности". Лучше
о самом Джонни и не скажешь. Его игра - многогранна и непредсказуема,
как сама жизнь и, на мой взгляд, это именно то, к чему должен
стремиться каждый настоящий актер. Смекаете?
Robin
<< обратно