"Человек, который плакал" (The man, who cried)
2000 г.
Режиссер Салли Поттер
В ролях: Кристина Риччи, Кейт Бланшетт, Джонни
Депп, Джон Туртурро, Олег Янковский
Однажды в 1927 году в России, в небольшом еврейском
поселке объявился человек. Человек тот был хорошо одет и выглядел
совсем не так как люди, жившие здесь. Он вернулся из Америки.
О, он вернулся из той сказочной страны, где можно заработать
столько денег, что хватит даже на то, чтобы обеспечить семью!
Но вот чтобы этого добиться, нужно жить одному…
И вот однажды маленькая Фегеле прощалась с отцом, ненашедшим
другого выхода, как тоже уехать в ту страну, где можно раздобыть
деньги. Но вскоре разруха в стране заставит и ее отправиться
в путь. Она поедет в Америку, искать своего отца, а приплывет
в Англию, где ей на шею повесят табличку с ее новым именем -
Сюзан. Здесь, в Англии, она вырастет и поймет, что чужая всем.
Она уедет во Францию, в Париж, где найдет наконец свою любовь
и, возможно, дом. Но начавшаяся война вынудит ее расстаться
с только что обретенным счастьем и уехать в Америку, чтобы найти
там своего отца…
Сухо. Словами не передать красоту фильма, тем
более рассказывая его содержание. Но как же мне еще о нем рассказать?
Когда что-то очень нравится, всегда вдвое трудней выразить свои
мысли.
Вообще, я бы не назвала этот фильм прекрасным во всех отношениях.
Но в нем есть свое очарование. Оно не внезапное и не яркое.
Оно как будто выдержанное. Дело в том, наверное, что сам фильм
несколько сумбурен, непонятен. Иногда как бы возникает ощущение,
что не хватает кусочка… Но когда смотришь не в первый раз, на
это уже не обращаешь внимание, просто наслаждаешься тем, что
есть. А в этом фильме есть очень и очень многое, только это
вряд ли заметно на первый взгляд. И вот возникает какое-то удивительное
ощущение… мне трудно передать… Желание наслаждаться всем, каждым
кадром, потому что что-то тебя невольно держит…
Да, поначалу мне казалось, что Кристина Риччи
(Сюзи) здесь не к месту. Что (именно здесь) она не красива.
Особенно на фоне Чезара (Джонни Депп). Пожалуй, в этом фильме
они, действительно не слишком равноправны в своей красоте. Не
знаю, чем это объяснить, но когда я смотрела "Человека…"
во второй раз, я от ее героини глаз не могла отвести! Такой
она мне показалась гармоничной. Гармоничной в самой себе и в
паре с Джонни. Как будто я вдруг разглядела весь фильм наконец.
Мне все время хочется употребить словосочетание "красота
момента". Оно вертелось у меня в голове, я чувствовала
его на языке в течение всего фильма. И, кажется, я начинаю понимать…
Этот фильм, действительно кажется непонятным, нескладным что
ли… Но в нем ловить нужно каждый момент. Вернее, не ловить,
а наслаждаться. И режиссер как будто специально эту "красоту
момента" для зрителя открывает, просит задержать здесь
и сейчас взор: Заиграла музыка... Сюзи обернулась на голос певца,
доносящийся из открытого окна залы. Лицо. Посмотрите на него,
посмотрите внимательней. Что-то в ее душе не так, она чем-то
удивлена, а может, она чего-то испугалась? Как будто знала,
что этот человек еще вмешается в ее жизнь? Но ее плеча вдруг
касается рука… Как пробуждение. Взгляд Чезара, будто говорящий,
"я не дам тебя в обиду".
Вот из таких моментов, которыми сам режиссер любуется,
соткан фильм. В течение всего фильма - лица, застывшие позы.
Это необыкновенно красиво! Я, наверное, еще не видела настолько
красивых лиц. И вот, кстати, почему я не могла оторвать взгляд
от Кристины Риччи! В первый раз, когда следишь за развитием
сюжета, за фильмом в целом, нет времени на лица и на отдельные
моменты. Как будто путешествуешь, не смотря по сторонам, потому
что хочешь поскорей узнать, что там, за горизонтом. А тем временем
теряешь очень многое… Но я хочу сказать, что это от тебя не
зависит, так почти всегда происходит. Но в этом фильме - это
и есть главное, как мне показалось - ощутить красоту сейчас,
потому что, не поняв ее сейчас - упустишь многое.
Невероятно красива Кейт Бланшетт. Она просто великолепна!
Я ей восхищаюсь. Вот, к слову, сцена на званом обеде: она ловит
взгляд своего "возлюбленного" и кокетливо опускает
глазки и дует губки, понимая, что он не устоит и ответит ей
нежным взглядом. Но в его взгляде нет ничего. Вообще НИЧЕГО.
А потом ее лицо... В нем и тревога и разочарование и… ее дальнейшая
судьба. В этом моменте все сказано!
Насколько выразительные лица! Как прекрасен Чезар. Самый молчаливый
образ в фильме. Но ему, пожалуй, и не нужны слова, все и так
сказано во взгляде, а каждый из нас прекрасно знает, ЧТО такое
ЕГО глаза…
Чезар приковывает внимание. И дело тут даже не в пристрастии,
в смысле, предвзятом отношении к Джонни Деппу, которое в той
или иной мере свойственно всем, кто сейчас это читает. Понятно,
что Он - Первый, на кого мы смотрим в фильме, тот, ради кого
мы портим свои глаза, сидя перед телевизором, а потом перед
компьютером, изливая свои чувства посредством рецензии… Впрочем,
в последнем повинен не он один, а весь фильм. Тем не менее,
о чем я? Да, дело даже не в том, что мы и так смотрим на него
во все глаза. В Чезаре есть что-то такое, что приковывает взгляд.
Что-то магическое. Я вдруг подумала, что это, возможно, любование
самого режиссера. Точно так же, как режиссер любуется запечатленными
мгновениями, он любуется и его героем. Его красноречивым молчанием.
Да что и говорить, это фильм, в котором гораздо важнее молчание,
а не диалоги. Те чувства, которые нельзя передать словами.
И пусть мои чувства и мысли переданы в убогой форме, я в отличие
от Салли Поттер не могу все выразить кадром, но мне бы очень
хотелось хоть как-то рассказать об этом фильме, просто о фильме,
над которым я плакала.
Дуняша
<< обратно