До свидания, мальчики
17 февраля на экраны выходит фильм "Волшебная страна".
Журнал "Афиша", 14-27 февраля 2005 г.
В фильме "Волшебная страна" вечный мальчишка
Джонни Депп играет Джеймса Барри - автора главного в истории
литературы манифеста сознательного инфантилизма. Авторы фильма
постарались объяснить, каким образом Барри вышел на тропу войны
с проглотившим будильник крокодилом, что символизирует в "Питере
Пэне" ненавистное течение времени. На самом деле все обстояло
куда сложнее, чем можно показать даже в неплохом голливудском
кино. Роман Волобуев и Петр Фаворов провели независимое расследование
судеб Барри и Деппа, поразмыслив по ходу дела о том, почему
все мы время от времени мечтаем навсегда остаться детьми.
Дж. М. Барри (1860-1937 гг.)
Когда Джеймсу Барри было шесть, его 14-летний
брат Дэвид разбился насмерть, катаясь на коньках. И хотя в большой
семье детей было аж десять (Джеймс - девятый), мать Барри так
и не оправилась от удара. Свои детские годы будущий автор "Питера
Пэна" потратил на то, чтобы заменить ей Дэвида, а когда
ему исполнилось 14, будто бы потерял след брата - и перестал
расти сам: остался навсегда полутораметровым недорослем.
С тех пор и до самой смерти Барри только и делал, что отбивался
от взросления. Его брак не удался: "Мальчики не умеют любить",
- говорил он сам; "Мальчики - никудышные любовники",
- уточняла его жена. У них не было детей, и Барри, будто единственный
ребенок в семье, искал компанию на стороне. Спустя полгода после
того, как он познакомился в Кенсингтонском саду с двумя старшими
сыновьями Артура и Сильвии Ллевелин-Дэвис, их мать опознала
его на званом ужине как "человека, который умеет шевелить
ушами", - дети мне про вас рассказывали". Так началась
главная история в жизни Барри: ему предстояло стать то ли дядей,
то ли шестым ребенком в доме Ллевелин-Дэвисов, провести годы
за играми в пиратов и индейцев, выдумать свою главную книгу
и, подделав завещание Сильвии, стать опекуном пятерых пропащих
мальчишек - только не известно еще, кто кого опекал в этой странной
семье. И хотя понятно, что ничего хорошего из этой болезненной
страсти выйти не могло, - до поры не способный подобраться к
Барри крокодил времени одного за другим не сжирал, так надкусывал
братьев Ллевелин-Дэвис, - из всех вздыхающих по деству неудачников
у одного только Барри вышло прожить эту страсть всерьез, как
иные проживали большую любовь, тщеславие или любопытство. А
книжки - что книжки? Это только способ. Как сам Барри говорил
своему другу Герберту Уэллсу: "Писать-то вы умеете, а как
насчет шевелить ушами?"
Депп
Чтобы утверждать, что между артистом Джонни Деппом
и Дж. М. Барри, которого Депп играет в "Волшебной стране",
есть хоть малейшее сходство, хооть что-то отдаленно, приблизительно
общее, надо быть не просто слепцом, но слепцом, утратившим последнюю
крупицу разума. Если представить себе, что артист действительно
совпал во времени и пространстве со своим героем, зрелище получится
в высшей степени невеселое. Не то чтобы первый, приведись ему,
например, учиться со вторым в Кирримьюрской начальной школе,
принялся запирать писателя в шкаф или отбирать у него деньги
на завтраки - нет. Скорее бы он просто не удостоил его вниманием.
Но вместе с тем идея наложить чахоточного, снулого Барри на
индейские скулы Деппа не такая уж глупость. Вероятно, именно
таким Барри виделся себе самому - без надлома, без черной тени
под глазами, отпечатавшейся на всех его фотографиях. Без усов,
в конце концов, - веселым, непонимающим и бессердечным.
Барри и дети
Семья Ллевелин-Дэвисов была уже четвертой, в которой
Барри стал лучшим другом детей. В одной из них он, например,
приятельствовал с девочкой: та стала прообразом Венди из "Питера
Пэна". Братья Ллевелин-Дэвисы отличались от остальных тем,
что задержались в жизни Барри надолго. Они выросли - хуже того,
стали умирать - на его глазах, а такого он от детей никак не
ожидал. В своем окончательном завещании он, замороченный пронырливой
секретаршей, обошел своих приемных сыновей. Зато еще в 1929
году он отписал все авторские права на "Питера Пэна"
детям, которые всегда останутся детьми, - главному лондонскому
педиатрическому госпиталю на Грейт-Ормонд-стрит, для которого
деньги от продажи лицензий на постановки и экранизации стали
одной из основных статей доходов. Спустя пятьдесят лет после
смерти Барри права должны были утратить силу, но британский
парламент провозгласил их вечными - единственный подобный случай
в истории.
Джордж (1893 - 1915)
По словам Барри, "самый благородный из пятерки".
Барри любил его тихой, но всепоглощающей любовью и посвятил
ему, девятилетнему, роман "Маленькая белая птица"
- о сентиментальной привязанности холостяка к мальчику. Его
гибель в окопах Западного фронта - первый удар по младшему поколению
семьи, едва оправившемуся от смерти родителей: Артура в 1907-м
и Сильвии в 1910-м.
Джек (1894-1959)
Единственный из братьев, отправленный учиться
в кадетский морской корпус, Джек вырос настоящим офицером -
самым замкнутым и, пожалуй, самым далеким от Барри, которого
он всю жизнь подозревал в желании вытеснить из их жизни отца.
Даже он, тем не менее, никогда не говорил о Барри ничего порочащего.
Питер (1897-1960)
Когда Барри познакомился с братьями в Кенсингтонском
саду, Питер был совсем младенцем - и дал имя главному герою
их мифологии лишь потому, что не мог участвовать в ее сочинении
сам. Это обстоятельство, скорее всего, сломало ему жизнь - обожженный
войной ветеран и успешный издатель, он всю жизнь боялся окриков:
"Смотрите, Питер Пэн пошел!" В 1960 году он свел счеты
с жизнью, шагнув под поезд метро на станции "Слоан-Сквер".
Майкл (1900-1921)
Поэт и фантазер, Майкл больше других братьев мог
претендовать на то, чтобы считаться главным источником вдохновения
Барри. "Только ему и Джорджу было позволено касаться меня",
- вспоминал тот. Когда в 21 год Майкл утонул, купаясь в темзе
близ Оксфорда, жизнь утратила для Барри былую радость.
Нико (1903-1980)
Самый нормальный и счастливый - в общественном
смысле слова - из братьев. В конце долгой жизни он успел рассказать
все, что помнил, биографам Барри - на его письмах во многом
основана и "Волшебная страна". В фильме ему не нашлось
места, зато там снялась его дочь - в роли приторной посетительницы
премьеры "Питера Пэна". Она гладит по голове Питера
Ллевелин-Дэвиса: "Так это ты Питер Пэн!" Тот смотрит
на нее, как на дуру, и тычет пальцем в Барри - Джонни Деппа:
"Да нет, вот же он".
Собака
Щенка сенбернара по имени Портос Барри купил в
1894 году в Швейцарии во время медового месяца. В последующие
годы тот следовал за ним повсюду, перебираясь из одной его книги
в другую. В "Маленькой белой птице" Портос - третий
по важности персонаж; лирический герой пишет, что вырезал пса
из старого номера Punch, с тех пор тот обходится ему дороже,
чем содержание загородного коттеджа. Портос был ключевым участником
первых спонтанных театрализованных представлений, которые Барри
разыгрывал для детей Ллевелин-Дэвисов в Кенсингтонском саду.
Одаренный пес попеременно принимал на себя роли тигра, крокодила
и других нечеловеческих существ. В окончательной версии "Питера
Пэна" Портос выведен как сенбернарша Нана, ухаживающая
за детьми Дарлингов (в посвящении Барри просит у Портоса прощения
за то, что сменил ему пол). Осенью 1904 года во время репетиций
"Питера Пэна" Портос был уже мертв, и артист Артур
Люпино, вошедший в историю как первый и непревзойденный исполнитель
роли Наны, перенимал повадки у новой собаки Барри, тоже сенбернара.
Правда
Хотя "Волшебная страна" и не претендует
на документальную достоверность, некоторые моменты истории Барри
в фильме непростительно искажены. Начать с того, что мальчиков
было не четверо, а пятеро, и что главным для Барри был уж точно
не Питер, а скорее Джордж и Майкл. Вся история - от знакомства
в в Кенсингтонском саду до смерти Сильвии - заняла не год-два,
как в фильме, а тринадцать лет. Отец семейства Артур Ллевелин-Дэвис
не умер до появления на сцене Барри, а общался с ним на протяжении
десятка лет - и общение это было непростым, хотя ничего похожего
на описанную в фильме романтическую привязанность Барри и Сильвии
в реальности, судя по всему, не было. Да и подлинность самого
завещания, по которому Барри досталось опекунство над пятью
братьями, - большой вопрос. Кажется, Барри, переписывая его
текст для матери Сильвии, написал вместо "Дженни"
(имя сестры няни Ллевелин-Дэвисов) "Джимми". Исследователи,
впрочем, считают, что он мог сделать это не нарочно. В деталях
фильм тоже не всегда правдив: Барри не приглашал на первое представление
"Пэна" сироток из детского дома, а просто велел оркестрантам
хлопать, когда Питер попросит зрителей аплодировать, чтобы спасти
его фею. Однако это оказалось излишним: публика была в восторге
и отбивала ладоши не за страх, а за совесть.
<< обратно