...ты либо безумец, либо гений
это две стороны одной сущности
 

Страсть к изображениям (о творчестве Тима Бертона)

Линн Хирсберг, New York Times

9 ноября 2003 г.

Во все времена где бы не находился режиссер Тим Бертон - всюду с ним присутствовал карманный альбом и набор карандашей. Даже когда он снимает такие фильмы, как "Beetlejuece", "Бэтмен" и "Большая рыба" (выйдет на экраны в Нью-Йорке 10 декабря 2003 г.), режиссер рисует. Он идет в пивную рядом со своим домом в Лондоне, садится в баре и делает наброски женщины, флиртующей или рассказывающей сказки своему ребенку. Его творчество, как и его фильмы, это сочетание прекрасного и странного. С подачи Бертона флиртующая женщина станет похожей на инопланетянку, а у крошечного ребенка вместо ресниц образуются иглы. И все же в работах этого режиссера присутствует завораживающая сладость, которая смягчает омерзительность действительности. Он приветствует свои же оплошности, особенно если, как он себе представлял, имеют раковины молюсска вместо головы, или их тела напоминают игольницы.

"Я закончил это лишь на прошлой неделе", - сказал Бертон теплым сентябрьским вечером в просторной студии в Лондоне. Он просматривал свои последние зарисовки, изображавшие лающих собак, чувственных девочек, превращенных в героев фильма. Он был одет, как всегда, подобно студенту-гуманитарию приблизительно 1975 года, в черные джинсы, свободную черную рубашку и тяжелые опять же черные ботинки. Копна волнистых темных волос заслоняла пару крупных стекол солнечных очков, слегка украшенных голубоватым оттенком.

Несмотря на мрачную внешность, Бертон похож на рано повзрослевшего подростка, кто провел много счастливых часов в полном одиночестве. Он восторжен - но это не легкий восторг, он начинает и обрывает фразы так, как будто давно привык к внутреннему монологу и не терпит публичных исследований. Но Бертон участлив, он заставляет себя понимать. Он не стесняется своего искусства. Его рисунками украшены стены студии, игрушки собственного сочинения изящно устроены на кофейном столике, сверху небольшой камин, прикрепленный в укромном уголке на кухне. Бертон окружен друзьями.

"Я думаю, у меня лучше всего получается именно рисовать", - рассуждает Бертон, удобно расположившись на большом красном бархатном диване. "Мне всегда нравилось держать карандаш, как и всем детям. Когда ребенок рисует, как правило, он изображает одно и то же. Но есть кое-что, которое разделяют все дети, и что впоследствии подавляется в них старшими. По этой причине многие люди прекращают рисовать. Я поверил в то, что бездарен. У меня плохо получалось, и я сдался. Но потом я подумал, что не виноват в том, что рисую не так, как это делают все. И это спасло меня как художника. Катарсис. Я понял, что этот темный, драматичный, депрессивный, грустный, мрачный, капризный стиль - мой".

За всю свою режиссерскую карьеру 45-летный Тим Бертон поддерживал связь с изобразительным искусством. Его объяснения или описания получили форму эскизов. "Тим показал мне несколько рисунков Эдварда", - говорит Джонни Депп, который впоследствии сыграл этого героя, - "Конечно, я прочитал и сценарий, но рисунки Тима говорили обо всем. Я немедленно поверил в этот персонаж, он поселился во мне. Я был поражен рисунками Тима, они еще долго не оставляли меня после того, как я их увидел".

Так как ни один из прошлых фильмов Бертона, начиная с "Большого приключения Пи-Ви", заканчивая "Бэтменом" и "Планетой обезьян" не был реалистичным или на что-то конкретно направленным, визуальный блеск бертоновского стиля преобладал. В течение нескольких лет он пытался убедить партнеров, что не приветствует диалоги. Бертон предпочитает непосредственность, в некотором смысле, эмоции оживающего рисунка. Его герой Эдвард с глазами, похожими на булавочные уголки, бледное лицо и лезвиями вместо пальцев, стрижет кусты, он немногословен, но в то же время необычайно выразителен. "Тим приближает режиссуру к настоящему артистизму", - говорит Денис ди Нови, который выступал продюсером пяти фильмов Бертона. "Он может нарисовать один рисунок, и вы поймете, о чем весь фильм. Тим начинает с эмоций, и эти эмоции соединяются с его рисунком, чтобы создать нечто поэтическое, будь то Пещера Летучей мыши или Эдвард Руки-Ножницы. И все это - его последовательное видение".


Перевод Natalie

<< обратно


б и о г р а ф и я
ф и л ь м ы
ф о т о а л ь б о м
и н т е р в ь ю
с т а т ь и
р е ц е н з и и
с с ы л к и

 

биография |   фильмы   | фотоальбоминтервью  |   статьи   |  рецензии  |   |  ссылки

  © administrator   2003 - 2008