...ты либо безумец, либо гений
это две стороны одной сущности
 


Битники идут

Джон Несбит

"Так называемое "поколение бит" представляло собой группу людей самых разных национальностей, которые пришли к заключению, что общество, как таковое, вымерло". Амири Барака

Если вы чувствуете себя марсианином, подвергая сомнению природу вашего существования, в то время, как добрая часть человечества вокруг вас сходит с ума от последних перевоплощений "Оставшегося в живых" или от самого крутого идола поп-музыки, играющего каждые пятнадцать минут по местному радио, советуем вам обратить внимание на "Источник" - документальный фильм о бит-поколении режиссера Чака Вокмена, увидевший свет в 1999 г. И если вы уже имели случай познакомиться с Джеком Керуаком, Алленом Гинсбергом и Уильямом Борроузом, вы также получите удовольствие от экскурсии в мир мыслителей и писателей, над которыми часто смеялись и которые подвергались унижениям многими учеными в период 1950-60-х годов. Даже академикам, не расположенным к поколению бит, придется по вкусу этот умело отредактированный коллаж.
"Источник" не принадлежит к числу урезанных и сокращенных литературных изысканий. Только первые несколько минут фильма мы видим Аллена Гинсберга-старшего, принимающего честь; одинокого Уильяма Борроуза, пристально вглядывающегося во Вселенную из окна своего дома в Канзасе, даже больше, чем во время съемок в криминальной драме "Drugstore Cowboy" по новелле Джеймса Фолге; и Грегори Корсо, рассказывающего анекдоты про наркотики - все это подкреплено музыкой Филиппа Гласса и убеждает в том, что в течение всего документального фильма, насыщенного интересной информацией, нам не придется скучать.

Мне приятно, что Вокмен, в основном, полагается на огромный архив и на красноречивые эпизоды из жизни старшего Гинсберга и Борроу, а также другие родственные настроения того времени, а не фокусирует внимание на озлобленном Грегори Корсо-старшем, молодежи, считающей битников "крутыми ребятами" (не зная больше, чем названия их трудов), или на смущающих Америку теле-интервью с алкоголиком Керуаком в 1960-х гг. Он также включает множество эффектных кадров с другими писателями-битниками, людьми, связавшими свою жизнь с ними, и художниками, следующими данному стилю, размышляя над старшим поколением - Лоуренсе Ферлингетти, Майкле Макклур, Кене Кейси, Гари Снайдере, Джерри Гарсиа, Тимоти Леари, Бобе Дилане и Хуане Баэз.
Один из лучших эпизодов принадлежит Гинсбергу, заявляющему, что он "ободрен" перспективами приходящей смерти и отрицает чувство ностальгии по 50-м годам, утверждая, что этот период ничем не отличается от 60-х, 70-х и 80-х годов, потому что "это всего лишь одна из составных частей вечности, а ностальгировать по вечности - бессмысленное дело". В то время, как роман "В Дороге" Джека Керуака остается культовой работой, содержащей в себе дух бит-поколения, и Борроуз рассматривается в нем как самый блестящий (запутанный) мыслитель, а Гинсберг признан самым прекрасным поэтом данного течения. И этот документальный фильм может стать судьбоносным для репутации Гинсберга, потому что он известен как очень скромный и сосредоточенный индивидуалист, протягивающий товарищескую руку озлобленному Грегори Корсо, который оплакивает недостаток признания в отличие от большой тройки - Керуак, Гинсберг и Борроуз.
"Источник" рассказывает о происхождении бит-культуры со встречи в 1944 г. Джека Керуака и Аллена Гинсберга в Колумбийском Университете и их последующего представления старшему приятелю "вещему" Уильяму Борроузу. В то время они не имели цели создать новое литературное и культурное течение - эти люди просто пытались обрести Смысл Жизни. Они искали острый джаз, поэзию, искусство - жемчужины, скрытые от большинства людских глаз. Они часто восставали против господствующей культуры, и неожиданно удивились бы неоновым огням на Time Square (Площадь Времен в Нью-Йорке), оказавшись под их светом. Мы не можем судить о серьезности заявления Гинсберга, что "мы наполняем Вселенную", но документальный фильм показывает влияние битников на последующие поколения.
Наиболее прямая цитируемая связь - это призыв Гинсберга "быть в" поздних 60-х в Сан-Франциско, чтобы отметить официальное "рождение" движения хиппи. В то время как эта связь в лучшем случае не является значительной, в фильме представлен интересный тезис, достойный литературного обсуждения. Без сомнения индивидуалисты могут оглядываться назад, на бит-движение и иметь с ними связь, так как их свободное настроение по сей день остается универсальным, а этот фильм представляет собой замечательный исходный материал, с которого можно начать изучение.
Даже если бит-культура 50-х в большинстве своем игнорировалась, кажется, что поп-культура ранних 60-х открыла их и получала удовольствия от их идей, проиллюстрировав это в эпизодах телевизионных передач, таких как "Маршрут 66", "Счастливые дни", Гроучо Маркс и Доби Гиллис. Конечно же, настоящие битники реагировали вполне естественно, когда их идеи начали распространяться - Гинсберг нацелился на Дальний Восток, Борроуз - на Алжир, а Керуак ушел в себя.
Чтобы сохранить истинный дух бит-поколения, режиссер Вокмен включает в фильм много эпизодов из юности своих героев, выдвинув на первый план домашнюю съемку Нила Кесседи, энергично танцующего с обнаженной грудью во время очередного путешествия. Наблюдение старых кадров с участием Кесседи придает правдоподобности менталитету бит-поколения во время поездки на Запад, и возможно это объясняет то, что Кесседи остается юным лишь в классическом произведении Керуака и в данном фильме. Ферлингетти как-то сказал о ранней смерти Кесседи: "Ему было начерчено рукой Судьбы - оставаться юным. Он всегда был юн, таким и останется".
Еще одна интересная вставка - это трое актеров, изображающих Керуака, Гинсберга и Борроуза. Прекрасно, по крайней мере, двоих из трех интересно наблюдать.
Остряк Джонни Депп выглядит и звучит, подобно Джеку Керуаку, когда говорит в камеру, находясь в часто посещаемом писателем месте, сжимая в руках стакан ликера, а Деннис Хупер прекрасно декламирует отрывки из "Обнаженного Завтрака" Борроу, сопровождаемые фантастическим монтажом из кадров с участием Борроуза, под аккомпанемент "Sympathy for the davil" Stones. Этот документальный фильм стоит купить хотя бы из-за этих смонтированных кадров с Борроузом, украшающих его как поэта Рембо в последние дни - бессвязными визуальными образами, соответствующими словесным мечтам поэта.
К сожалению, исполнение крика Аллена Гинсберга в спорном "Вое" нельзя назвать лучшим. Даже при том, что Туртурро чем-то внешне напоминает Гинсберга, его "Вой" не имеет ничего общего с оригиналом. Не в пример двум другим актерам, постигшим космическую чувствительность Керуака и Борроуза, Туртурро играет достаточно поверхностно и не вписывается в общее действие фильма. Как будто актер читает поэму впервые в жизни, особенно когда начинает выкрикивать строки - это для того, чтобы изобразить интенсивность? Но все огрехи Туртурро мгновенно забываются при виде сцен, показывающих улицы центра Нью-Йорка. Почему Вокмен не возвращается к истоку раннего чтения Гинсберга в 6-й Галерее в Сан-Франциско - остается тайной.
Несмотря на неудачное исполнение "Воя" остальная часть полуторачасового фильма просвещающая и гипнотизирующая. Мне жаль, что Вокмен не создал этот фильм много лет назад, когда я работал преподавателем английского языка в средней школе. Попытка приобщать студентов к бит культуре через цитаты отрывков из поэм, демонстрацию доступных эпизодов из шоу Стива Аллена с участием Керуака и джазовую музыку находит единицы студентов, до которых доходит смысл услышанного и увиденного. Эти люди уже открыли космическую силу труда, а сверстники считают их немного "не от мира сего".

"Источник" - прекрасное пособие для новопосвященных, документальный фильм содержит достаточно уникального материала, чтобы удовлетворить людей, считающих, что уже знают Керуака. Почитатели часто собираются на могиле Керуака, берут с собой несколько спиртных напитков, в один оставляют для Джека. Мне кажется, что Керуак, Гинсберг и Борроуз были бы счастливы узнать, что этот фильм может вдохновить другие души, заставить их не следовать рутине, а покопаться в себе, и не быть "запуганными компанией сопляков, ничего не смыслящих в настоящей жизни".

"… Я видел лучшие умы моего поколения, разрушенные безумием, голодом, истериками, мистикой и обнажением…"
Аллен Гинсберг, "Вой".

15 декабря 2001 г.

Перевод Natalie


<< обратно


б и о г р а ф и я
ф и л ь м ы
ф о т о а л ь б о м
и н т е р в ь ю
с т а т ь и
р е ц е н з и и
с с ы л к и

 

биография |   фильмы   | фотоальбоминтервью  |   статьи   |  рецензии  |   |  ссылки

  © administrator   2003 - 2008
 


Сайт создан в системе uCoz