Говорит Мертвец
(О фильме Джима Джармуша "Мертвец")
Гари Сасмен
Бостон Феникс, 9-16 мая 1996 г.
Нью-Йорк. У Джима Джармуша наметан глаз на житейские
моменты, которые на самом деле кажутся не такими уж житейскими,
по ходу того, как его герои посещают Кливленд в фильме «Stranger
Than Paradise», или едут в такси в «Ночи над землей» или блуждают
по Старому Западу в его последнем фильме «Мертвец». «Ваша жизнь
– это аккумулятор самых разных вещей – грустных и глупых, веселых
и жестоких, мерзких и прекрасных», - говорит он. «Я стараюсь
писать истории, которые не фокусируются только на драматичных
моментах вашей жизни, потому что даже самые глупые ее события
могут иметь одинаковую ценность и оказаться важными».
В фильме «Мертвец» Джонни Депп играет роль Блейка,
бухгалтера из города Кливленда, случайно оказавшегося преступником
и вынужденного скрываться, а Гари Фармер играет индейца по имени
Никто, который тоже чувствует себя изгоем и становится для Деппа
проводником в мир духов. «Я писал сценарий к этому фильму, представляя
себе Джонни Деппа в главной роли и Гари Фармера в роли Никто»,
- говорит Джармуш. «Я был знаком с Джонни и рассказал ему эту
историю еще до того, как написал ее. Гари я прежде никогда не
встречал. Если бы хотя бы один из этих актеров отказался сниматься,
я вообще не уверен, что выпустил бы этот фильм».
«Я решил, что именно Депп должен сыграть роль
Уильяма Блейка, потому что знаю о его способности начать с невинности.
Это трудная роль, в самом начале нужно воплотить пассивного
героя в жанре, основанном на активных, агрессивных героях, находящихся
в центре. Мне понравился способ воплощения Деппом этого героя
тем, что он сумел передать множество тонких, но значительных
изменений в персонаже, не совсем последовательно, но без всяких
видимых акцентов на его развитии. Он оказался гораздо более
точным, чем я мог предположить. Он был изобретателен».
Впервые приемы Джармуша выходят за рамки современного
городского пейзажа, который был виден в четырех предыдущих его
фильмах. О вестерне он говорит так: «Этот жанр нельзя назвать
одним из моих любимых. В данном случае он был уместен тем, что
может стать аллегорической формой, в которую помещается много
вещей, никак не связанных со стилем вестерн. Я люблю вестерны
Монте Хеллмана, Пекинпе, Леони. Критик Джонатан Розенбаум придумал
термин «кислотные вестерны», которые, по моим соображениям,
были сняты людьми, принимавшими кислоту. Фильм «Мертвец» он
назвал продолжением этого жанра. О чем я был рад слышать».
Так значит Джармуш принимал кислоту? «Только не
теперь», - парирует он.
Если «Мертвец» не кислотный вестерн, то уж точно
табачный, судя по частоте задаваемого вопроса некурящему герою
Деппа, нет ли у него табака. «Это не просто беглая шутка», -
говорит Фармер, урожденный индеец племени Койага из Торонто,
который объясняет индейскую тему Джармуша смесью исследования
и ясности. «Иногда случались поистине замечательные вещи. Иногда
у Джима появлялись идеи, которые имели связь с миром индейцев,
и об этой связи он не знал. И я говорил ему, что он как будто
ощущает насквозь то, что делает».
«Например, он не знал духовного назначения табака.
У нашего народа предложение табака на самом деле имеет священное,
ритуальное значение. Так, когда каждый спрашивал Блейка, нет
ли у него табака, вряд ли режиссер догадывался о подлинном значении
данной просьбы. Эта фраза просто несколько раз повторялась в
его сценарии. Когда я раскрыл ему этот секрет, он наметил себе
отправную точку, от которой строил всю работу».
Фармер остался доволен результатом. «Это тот фильм,
после просмотра которого в вашей голове мысли сплетаются в загадочный
узор. Фильм не оставляет равнодушным. Он остается с вами. Независимо
от того, что вы увидели в этом фильме, каждый зритель видит
его по-разному. Думаю, что в этом плане данный фильм гениален».
Безусловно, это необычный вестерн. Джармуш изо
всех сил старался избежать идентичности традиционному жанру.
Для начала, он хотел сделать фильм черно-белым. «Это потому
что фильм о человеке, который все дальше и дальше уходит от
привычной ему жизни», - объясняет он. «Мы все привыкли к цветам
западного ландшафта, и они не кажутся нам новыми. Чтобы сохранить
жутковатую и немного дурманящую атмосферу, было необходимо уйти
от традиционных цветов».
«Главный фотограф Робби Мюллер и я исследовали
местность, и если мы находили великолепные пейзажи, похожие
на картинку с календаря или изображение на открытке, мы преднамеренно
старались разобрать его на составные части. Вместо вида, подобного
Джону Форду, мы находили отдельное дерево или камень или еще
что-нибудь интересное».
Почти девятимиллионный «Мертвец» - на данный момент
является самым дорогостоящим фильмом Джима Джармуша. Сам режиссер
понимает, что коммерческие перспективы фильма ограничены, и
он не хочет обсуждать свои дальнейшие планы после выхода фильма
в свет. «Если Мертвец не пойдет прямиком на видео, я могу думать
подумать о работе над следующим фильмом».
Перевод Natalie
<< обратно