...ты либо безумец, либо гений
это две стороны одной сущности
 


Интервью с Джонни Деппом и Клаудией Оссард.
Воспоминания со съемок фильма "Аризонская мечта"

2 февраля 2002 г.

Клаудия Оссард: Ровно 10 лет назад состоялся последний съемочный день фильма "Аризонские мечты". Съемка продолжалась год с перерывом на три месяца из-за нервного срыва Эмира. Вы были свободны на протяжении трех месяцев и имели право отлучаться со съемок. Зато вы сняли видео клип.

Джонни Депп: Видео. Том Петти и Фэй. Это так.

Вопрос: Мы ждали выздоровления Эмира, чтобы возобновить съемки. Вы хорошо об этом помните?

Ответ: Да, отлично помню. Это хорошая память, замечательный опыт, отличная школа. Великолепно! Великолепно! Я помню, когда Эмир был близок к этому состоянию… мы ожидали, что съемки будут проходить часами… часами! И тут Джерри зашел в мой номер и сказал: "Так, дружок, режиссер сидит прямо здесь. Один. Под деревом" (смеется).

Вопрос: (смеясь) Да, это было похоже на то. Восхитительно!

Ответ: И знаете, это было подобно… вы удивлены и в то же время нет… я сказал: "Почему?" А он: (передразнивает Джерри Льюиса, как тот качает головой): "Ну… не знаю". (пауза, затем смех). Это как раз и случилось. Потом я поговорил с Эмиром и это было…

Вопрос: Он не хотел снимать.

Ответ: Нет, у него просто было тяжелое время. Вы помните это тяжелое время? Все эти события в Югославии… ему было очень сложно переживать все это.

Вопрос: Да, это было тяжелое время для него. И для нас тоже. Я помню тот день, когда Эмир пришел ко мне, одетый в черное, лица не видно из-под волос, и говорит: "Клаудия, я не могу работать", и мы изменили сценарий.

Ответ: Да, мы меняли сценарий. Каждую ночь собирались у него дома.

Вопрос: Да, потом мы прекратили съемки, потому что он сказал, что хотел бы переделать сценарий. Знаешь, если сравнивать Кустурицу с Феллини, это неудивительно. Кустурица очень похож на Феллини, или он может быть даже сравним с художником, который не может творить, если у него нет настроения. Конечно, разница только в том, что перед ним не мольберт, а съемочная площадка и гораздо большее количество людей ждут, когда работа будет закончена.

Д.Д. Да. Да, сотни людей ждут, когда же наконец художник выберет, что ему нарисовать (смеется). Но это точно так: если чего-то не хватает, он отказывается лгать. Он отказывается говорить неправду, если чего-то нет. И я считаю, что для режиссера это правильное отношение к работе (улыбается). Но такое отношение встречается редко, ведь кино - это, в основном, не искусство, а бизнес.

К.О. Я посмотрела "Время цыган", поэтому так хотела работать с Эмиром. Я спросила его, как он себя чувствует во время работы над фильмом, и он ответил: "Как художник". Как будто человек находится глубоко под водой, потом всплывает, вдыхает воздух и погружается обратно в воду. Когда я это услышала, я по-настоящему испугалась (смеются). Эмир ненавидел съемки, потому что не мог найти вдохновения.

Д.Д. Он делал так много всего… можно сказать - можно сказать что-то вроде: ты хотел что-то сделать по-новому. Хоть что-нибудь. Например, любовь между моим героем и героиней Фэй Данауэй - это целая последовательность, не без необходимой доли соблазна. И, я не знаю, почему, но я всегда видел Акселя, я всегда видел своего героя, видел, как он превращается в человека, словно цыпленок, недавно вылупившийся из яйца, постепенно вырастает в петуха. Поэтому и волосы у меня сзади были взъерошены (демонстрирует, как волосы на затылке Акселя стояли, словно петушиный гребешок). Я подошел к Эмиру и сказал: "Возможно то, что я должен попробовать сделать - это стать петухом…" (изобразить петушиный крик). Режиссер ответил: "О! Это хорошая идея! Так оно и будет".

К. О. Это замечательно!

Д.Д. Так что мои петушиные звуки в фильме вполне последовательны и объяснимы.

К. О. Да, я помню.

ДД: А представьте себе лицо другого режиссера, которому вы говорите: "Я бы хотел прельстить ее, став цыпленком, петухом…" (изображает реакцию режиссера).

К.О. Он бы сказал, что ты сумасшедший!

ДД: "Вы уволены!!! Убирайтесь! Убирайтесь отсюда!!!" (смеется).

К.О: Да, но это все потому, что вы были настроены на одну волну. Вы поняли друг друга с полуслова. Вы имели одинаковое настроение.

ДД: Каждый из нас имел одинаковый настрой. Это было настолько потрясающе… Чувствовалось большая…

К. О. Близость?

ДД: Да! Большая близость. Но знаете, когда мы впервые встретились, кажется, в гостинице Беверли Уилтшир, тогда я почувствовал эту близость (Джонни сидит, откинувшись назад, со скрещенными на груди руками и опущенным подбородком). А я стоял… немного поодаль, потому что он молчал. Мне он показался грубым… и я могу вспомнить, как покидал его комнату, а после позвонил своему агенту и сказал: "Пошлите этого парня. Пошлите его далеко и надолго. Я не буду сниматься в этом долбаном фильме. Меня он не интересует" (смеется). Думаю, это первое чувство было взаимным. После мы встретились 3 или 4 недели спустя на небольшом обеде и (делает щелчок пальцами), кажется это и было нужно. Это была замечательная встреча, превосходная.

С.О: Но первый раз это было (кивает головой)

ДД: О, нет. С первого раза я возненавидел его. Мы ненавидели друг друга, это так.

С.О.: Нет, это нельзя назвать ненавистью, однако, с первого раза вы не договорились.

ДД: Да. Он сказал мне… В первый раз он сказал (передразнивает Эмира): "Я видел фильм Эдвард Руки-Ножницы". Я робко ответил: "Правда?" Он продолжил: "Да…". Меня съедало любопытство: "В самом деле? Что вы думаете?" Он ответил: "Это… страшно". (смеется). Я его напугал! Тогда я сказал: "Прекрасно, всего хорошего" (смеется).

Далее показывают клип, Аксель в баре кидает орешки арахиса в рот Кустурицы.

ДД (вытягиваясь вперед и глядя на экран): Я хочу посмотреть. Странно, правда?

С.О.: Ты давно этого не видел?

ДД: Да! У меня где-то лежит первоначальная версия фильма, которая идет 4 часа. Первый кадр. Первый кадр с Эмиром.

С.О.: ты видел 4-часовую версию фильма?

ДД: Да, у меня где-то есть кассета. Эмир дал ее мне. Замечательная версия!

С.О.: Нет, мы сократили ее до двух с половиной часов. Странно, но он не сожалел, что сократил фильм. Как правило, режиссеры против таких вещей, но только не Эмир.

ДД: Нет. Нет, он не жалеет о сокращениях. Таким и должен быть режиссер. Вы не должны сожалеть о том, что делаете. Мне всегда это казалось удивительным. Как эта 12-минутная сцена в конце фильма. Его она не волновала совершенно! Нет, нет - уберите ее" (Джонни был за альтернативную версию окончания фильма, где Аксель женится на Милли; эта сцена вошла в качестве бонуса на DVD).

С.О. Да, для меня это тоже было трудно, так как было очень дорого (Джонни повторяет фразу "Очень дорого" на французском). Но теперь мы можем видеть эту сцену на DVD.

ДД: Да, теперь она есть на DVD (улыбается)

Короткий клип: эскимос едет на собачьей упряжке - начало фильма

Клоди комментирует начало фильма

ДД: Я помню нашу первую репетицию. Это даже не было похоже на репетицию. Это были Эмир и я… И Джерри. Однажды приехал Джерри. Мы поговорили с ним в гостинице в Лос-Анджелесе. Это была комната Владира Дивата. Я учился говорить все те слова на языке эскимосов. И тогда Джерри сказал: "О, нет. Нам не надо учить эскимосский. Мы только изобразим его. Изучим по ходу дела". И это Джерри Льюис! Для вас, может, это и было легко, Джерри! (смеется). Это мой первый день на съемках, я его никогда не забуду. С Джерри Льюисом - легендой! Я старался быть таким же изобретательным, как он, с его искусственным говором. А я старался подражать ему. Это было ужасно!

С.О.: Тебе понравился Джерри Льюис?

ДД: Фигура! Легенда, талант! В конце концов, очень творческий человек.

С.О. Да, он великолепен. Он был таким веселым во время съемок. Он был просто сумасшедший.

Клип - Аксель знакомится с невестой Лео - Милли.

ДД: Да, это прекрасный эпизод. Мы разговаривали не в доме - а это (указывает на экран, на котором Аксель и Лео смотрят старые домашние видеозаписи) - в доме. Мы говорили о его прежних интересах. О Сэмми Дэвисе-младшем, о Дине Мартине… обо всей его жизни, понимаете? Мы говорили о них… и он оставался в этих эмоциях, в этом настроении… Он погружен в них, когда говорит: "Замечательные воспоминания", и его душа парит… Он только сказал: "Замечательные воспоминания"… что-то в этом роде. И я помню, что был очень тронут этим.

Далее идет отрывок, где Аксель и Лео смотрят домашнее видео, а за кадром разговаривают Джонни и Клаудия.

С.О: Ты работал с Вилко (Филак, оператор) на "Храбреце".

ДД: Да, и если я сниму еще один фильм, то позову Крека (Милен Клякови, художник) и Буба (возможно, Паскаль Буба, директор по монтажу) снова. Да. Точно. Они асы. Просто асы.

С.О: Они такие талантливые…

ДД: Плюс… ну, не знаю…между нами было доверие.

Следует маленький эпизод с поросенком возле машины Лео.

С.О: Свинья была такая маленькая, что мы положили ее в коробку.

ДД: Нет, размером с эту кушетку. А знаете, я ведь видел ее, 3-4 года назад.

С.О: Свинью?

ДД: Да. Я поехал к Дугласу смотреть на место съемок. И я увидел свинью. И она (он осматривается, в поисках сравнения) почти такая же большая, как эта кушетка. Она огромная. И все еще жива (улыбается). Да, я видел ее.

С.О: Ты ее видел? А где в Дагласе?

ДД: В зоопарке.

С.О: В конце концов пришлось брать грузовик, чтобы перевезти ее.

ДД: Да, она была большая! - показывает, что она была ростом с небольшого дога. - Я помню, когда Эмир пришел ко мне, мы сидели, ели, разговаривали, и я сказал: "Смотри, я нашел свинью. Я купил ее. В Тусконе". Потом он ушел, но позвонил мне через 20 минут и сказал: "Тащи эту хрюшку завтра на съемки. Мы ее снимем в кино". Представляете, он сказал привезти ее на съемки, а потом заставил Джерри гоняться за ней! (смеется).

Дальше идет сцена званого ужина, за кадром звучат голоса Джонни и Клаудии.

ДД: Фэй была великолепна. Она была просто изумительна в этом фильме.

С.О: Грандиозна.

ДД: И красива.

Ко: Она была очень ранимой, очень хрупкой.

ДД: Я думаю, это специфическое время было сложным для нее. Но я был так впечатлен ею, ее погруженностью в образ. Потому что она действительно вся была в работе, была на ней сфокусирована. И я думаю иногда, что такая глубина, такое полное растворение в образе может быть неверно истолковано, понимаете? Это как эго, или что-то вроде этого. Но в действительности она играла свой характер.

С.О: Она не вела себя как кинозвезда.

ДД: Верно. И она была права. Она упорно трудилась.

С.О: Когда она начала с нами работать, мы ее спросили, какого визажиста и парикмахера она бы хотела, а она ответила: "Не имеет значения! Я здесь для того, чтобы играть у Кустурицы, и он может меня гримировать сам, если захочет".

ДД: И в процессе работы над фильмом начали происходить удивительные вещи в наших отношениях. Отношения между Фэй и Лили начали изменяться, между Винсентом и мной - тоже. И между мною и Джерри. То, что происходило в фильме, действительно было как в жизни, и это очень странно.

Сцена званого ужина достигла момента, когда Грейс пускает свою черепаху через стол к Акселю.

ДД: Чудесно, что я, так или иначе, помню эту черепаху, всегда ползущую по моей тарелке со спагетти. Всегда возле тарелки… это было так просто… И так логично в этой сцене попытаться послать ее обратно к Лили, потому что черепаха заставляла Акселя нервничать, понимаете? (Смеется). О, это потрясающий эпизод - и красивая сцена.

С.О: Мы еще не говорили о директоре по монтажу "Аризонской мечты", который был просто исключителен. Эта сцена была очень сложной, но он прекрасно с ней справился.

ДД: О, Андрийя… (Зафранович, директор по монтажу "Аризонской мечты"). По-моему, он был великолепен. Боже, он просто профессионал. В этой сцене столько всего: Винсент, пытающийся соблазнить Фэй, Лили, пытающаяся соблазнить меня, Лили с черепахой, угроза падения вентилятора с потолка. Так много всего. Я, влюбленный в Фэй… И все, старающиеся выглядеть как ни в чем не бывало. Такой хаос! Совершенное сумасшествие, но в то же время все естественно и правдоподобно. Вы элементарно верите, что вскоре произойдет что-то странное… Черепаха… Винсент ненавидит меня, а я - Винсента. Снова черепаха… Она прекрасная актриса… (улыбается).

С.О: Просто сумасшествие. Винсент еще верит, что он великий соблазнитель.

ДД: И черепаха. Она прекрасная актриса.

С.О: О, да. Она потрясающая. В каждом фильме Эмира присутствует много животных. Он их очень любит.

ДД: И в фильме "Время цыган" тоже.

С.О: Да. Животных снимать очень трудно, но это красиво.

ДД: Лили прелесть.

Сцена вечеринки достигла момента, когда Грейс встает из-за стола и бежит наверх, чтобы повесится.

С.О: Лили была первой актрисой, которую мы нашли для этого фильма. В Нью-Йорке. Мы делали кастинг в пентхаузе роскошного отеля. Там было много актеров, но Лили оказалась единственной, кто понравился всем.

ДД: О, Эмир ее обожал. Просто обожал.

С.О: Да, это правда. Он очень любил с ней работать. Из-за ее индивидуальности. Она была свежа и интересна.

ДД: Да, и очень искренняя. Искренняя в жизни и в работе!.. Так, Винсент еще ест свои спагетти… Это удивительная сцена.

Сцена вечеринки: Грейс пррыгает с балкона.

ДД: Вот! Эта сцена! Особенно эта сцена! Весь фильм важен, но эта сцена!.. По ней еще сто лет будут учиться, как снимать великое кино. Она изумительна.

С.О: Они не снимали фильм последовательно. Они начали именно с этой сцены. Потрясающе, что Эмир показал ее всем, кто пришел в студию. Но Эмир также изменил отношения в фильме между тобой и Лили. Ты помнишь? Потому что сначала между вами ничего не было. Эта идея пришла во время съемок.

ДД: Да, я точно помню, когда это произошло. Когда мы стояли на крыше, а Фэй летала вокруг. Именно тогда это возникло.

С.О: Так это ты придумал отношения между Акселем и Лили?

ДД: Я точно не помню, как это произошло… это было только… мы разговаривали, и я спросил ее: "Ничего, если я поцелую тебя?" или что-то в этом роде. Я спросил ее, могу ли я ее поцеловать. И она ответила: "Думаю, да", или просто "Да". И тогда… (щелкает пальцами) Бум! В фильме появилось другое измерение, понимаете? Но я точно не помню… Эмир мог сказать мне: "Попробуй поцеловать ее". Я не помню. Но было что-то в этом роде. (улыбается).

С.О: Я приехал, когда вы были на крыше. Мы с Фэй стояли внизу, и она в самом деле ревновала. Она сказала: "Это не по сценарию!". Казалось, что реальность отвергала фантазию, потому что Фэй действительно ревновала тебя к Лили.

ДД: Да нет, просто что-то тогда началось, и потом наши отношения стали странными.

С.О: Но Фэй продолжала говорить: "Это не по сценарию!", а я пытался ее успокоить. Она действительно чувствовала свою роль.

Сцена: Аксель в комнате Грейс приставляет ружье к ее голове.

ДД: Это тоже интересный момент. Здесь замечательная реплика у голоса за кадром, когда он говорит: "Если вы видите ружье в первом акте, - это пьеса Чехова, - если вы видите ружье в первом акте, то оно обязательно выстрелит в третьем".

Дальше следует сцена, где Грейс пытается спровоцировать Акселя спустить курок.

С.О: В первом варианте сценария… ты его не читал... кто-то дал его Эмиру на студии "Коламбия". Так вот, там ничего не было, только небольшая история, очень простая. Машина, эскимос, рыба - все это Эмир добавил потом.

ДД: Это действительно потрясающе. Он создает такие удивительные вещи. Удивительные образы, удивительную атмосферу.

Сцена показа талантов.

ДД, улыбаясь: Большая ночь Винсента!

С.О: Мы снимали эту сцену в Нью-Йорке, на Бродвее. Ты помнишь? Там еще был Игги Поп. Ты вспомнил? Под Статуей Свободы.

ДД: Еще бы. У него на голове была тыква, и он пел "Боже, благослови Америку".

С.О: Эту сцену потом вырезали. Но Игги Поп поет эту песню к фильму.

Смотрят эпизод, где Пол Легер забирается на сцену.

С.О: Он (Винсент Галло) очень боялся играть этот эпизод.

ДД: Все стали похожи на своих персонажей. Даже не хотя этого.

С.О: Он прекрасный актер, ведь он не любил свою роль.

Сцена, где Пол поет "Север - северо-запад", и за кадром звучат голоса Джонни и Клаудии.
ДД: Невероятно. Фантастика. Он был настолько хорош! И такой забавный… Я помню, как в своем гостиничном номере он все время смотрит старые фильмы, копируя Кэри Гранта и Пачино. А, она пытается его остановить. "Но я еще не закончил! Я еще не закончил!" (смеется). И его настроение меняется!

Эпизод, где Кэри Грант пытается сигналить, чтобы остановить танкер.

ДД: Это меня просто убивает. Мне хочется смотреть весь фильм. Особенно на ДВД… Сумасшедший… Я представляю, что когда Уорнеры посмотрели этот фильм, они были совершенно шокированы.

С.О: Сюрреалистическое кино. Поздравляю!

ДД: Да, сюрреалистическое кино. И оно лежало у них несколько лет.

С.О: Это не американское кино. Это европейское кино.

ДД: Нет, нет. Оно пролежало у них на полке 3 или 4 года, да? 4 года?

С.О: Его показывали, но в маленьких кинотеатрах, потому что оно слишком европейское. Они не знали, что делать с этим фильмом. Ты помнишь историю про рыбу? Про палтуса? Который дал название фильму. У этой рыбы глаз еще вращается.

ДД: Это очень смелое кино. Я имею в виду, что это единичный экземпляр. Потому что здесь режиссер следует своему воображению, и он совершенно честен и перед собой, и перед другими. И этот фильм - действительно очень смелая вещь для режиссера.

С.О: Спасибо. Это действительно правда.

ДД: Совершенная правда!

С.О: Да, но ты очень помог мне, Джонни.

ДД: Шампанского! (смеется)

С.О, смеясь: Да, шампанского.

ДД: Да, это было забавно.

С.О: Да, шампанского. И обед! Фактически, то, как Эмир снимал этот фильм, совершенно отличается от французской системы и тем более, от американской. И большое количество имущества, декораций, грузовиков и оборудования вызывало у него раздражение.

С.О: Да, он все время пребывал в потрясении от количества обслуживающего персонала, рабочих, осветительной аппаратуры.

С.О: Да, у нас даже был человек, который отвечал только за состояние автомобилей. Эмир был в шоке. И в то же время это ведь не было большим производством.

ДД: В том, что касается масштаба или бюджета, или еще чего-то? Да нет… Нет, наверное.

C.O: А для меня было именно так! (они смеются).

ДД: Я помню, как мы снимали этот фильм… Это было после "Эдварда-Руки-ножницы", и все в Голливуде и вообще в киноиндустрии были озабочены тем, какие кассовые сборы будут у фильма, в скольких кинотеатрах он будет идти, и насколько станет популярным. И то, что мы знаем сейчас, я знал уже тогда: кого из нас заботит, сколько денег принесет это кино? Ты знаешь? Когда у тебя есть возможность впервые получить такой опыт, прожить подобную жизнь, участвовать в этом волшебстве… Я имею в виду, что ты давно забыл, какая касса была у "Аризонской мечты".

С.О: Во Франции этот фильм оценили. Когда я говорю об этом… во Франции он имел успех и его действительно полюбили. Сейчас я счастлив, что люди, которые еще не видели "Аризонскую мечту", смогут посмотреть ее в прекрасном качестве на ДВД. И молодые люди откроют ее для себя. Спасибо за то, что пришел и за оригинальный разговор.

ДД: Не за что, мне было приятно. Спасибо.

Перевод Arven, Natalie

<< обратно


б и о г р а ф и я
ф и л ь м ы
ф о т о а л ь б о м
и н т е р в ь ю
с т а т ь и
р е ц е н з и и
с с ы л к и

 

биография |   фильмы   | фотоальбоминтервью  |   статьи   |  рецензии  |   |  ссылки

  © administrator   2003 - 2008