...ты либо безумец, либо гений
это две стороны одной сущности
 

История флибустьеров, их нравы, обычаи, образ жизни и законы

В фильме "Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины" почти все действия происходят в кругу пиратов, на кораблях. Так как я увлекаюсь историей пиратства, то мне стало очень интересно, соответствуют ли нравы и обычаи пиратов из фильма с нравами настоящих флибустьеров. Предлагаю вам факты из истории пиратства, и вы попробуйте сравнить их с фильмом вместе со мной.

Название флибустьеров, происходившее от английского слова free Booter (пираты), искаженное впоследствии французами и превращенное в слово флибустьеры, было ими не слишком принято. Пираты предпочитали коренное название: буканьеры, но ещё охотнее называли себя береговыми братьями (freres de la cote).
В отношении к человеческому достоинству, флибустьеры имели высокое понятие о своей независимости, и каждый делал, что хотел, не спрашивая, приятно ли это его товарищу. В пример тому можно привести поступки их на мелких, открытых судах, где они пели, кричали и шумели, когда другие хотели спать и не смели даже сердиться на это. Такие неудобства, испытывавшие терпение, поощрявшие мужество и приучавшие их к лишениям, нужно было выносить без ропота: этого требовал закон, так же, как и большую честность друг против друга. Если кто - нибудь нарушал ее, обокрав, например, своего товарища, то его ожидало ужасное наказание: его формально лишали звания и достоинства флибустьера, без съестных припасов, нагого высаживали на пустынный остров, где он почти всегда умирал ужасной голодной смертью (этот факт перекликается с фильмом, когда Джека Воробья высаживают на остров, но не нагого (Боже упаси!), в компании с весьма приятной девушкой). Терпение их было непостижимо. Они сносили голод и жажду, недостатки и величайшие труды с равнодушием, возбуждавшим удивление; никакое лишение не было в состоянии возбудить их ропот. (Вот, нашлась зацепочка! Если бы пираты в фильме были такими безропотными овечками, как в описании, то кто же бы поднял восстание? Видимо на то были весьма веские причины… А в фильме пираты Капитана Барбоссы постоянно недовольно ворчат, ругаются…).
Решения этих людей были скоры и почти всегда неизменны. Дав слово однажды, никто не мог взять его назад, и согласие, данное на предложение участвовать в предполагаемом предприятии, считалось ненарушимым.
Первоначально у флибустьеров были только бедно вооруженные беспалубные суда, барки и каноты, даже простые рыбачьи лодки, в которых, наваленные друг на друга, они едва имели место, где лечь ночью, и кроме опасности на открытом море, подвергались всем непогодам и почти всегда имели недостаток в пище. Но это - то бедственное состояние именно пробуждало их приложить все силы к улучшению своего положения взятием больших кораблей. Разъезжая на своих утлых челноках и мучимые голодом, они, завидев корабль, не обращали внимания ни на число пушек, ни на экипаж и вообще не рассчитывали великой опасности. Они хотели и должны были победить - и всегда побеждали, и притом не иначе, как посредством абордажа. С быстротой молнии бросались они со всех сторон на приготовленные к битве корабли, которые, видя приближение небольшой лодки, даже и не подозревали опасности. (Вот так удача! Вспомните фильм - Джек приплывает в Форт Роял на почти "игрушечном", дырявом кораблике, и вместе с Уиллом (вдвоём!) захватывает бриг "Разящий", который, казалось бы, им вдвоем не по зубам. И опять Джеку этого мало - он хочет завладеть Жемчужиной, бурлит пиратская кровь!)
Несмотря на все жестокости и на то, что вся жизнь флибустьеров была не что иное, как беспрерывная цепь преступлений и пороков, эти злодеи соблюдали наружные религиозные формы. Перед битвой они молились, ударяли себя в грудь сжатыми кулаками, примирялись друг с другом и обнимались в знак братского согласия.

Кодекс флибустьеров

Грабежи и хищничества были так выгодны и сообразны с дикими нравами этих людей, что они не могли не предаваться им страстно. Впрочем, они знали, что, не скрепив своих взаимоотношений условиями, не могут надеяться на верную добычу и на разгульную жизнь. Следствием этого было уложение, которое, при вступлении в общество, каждый член клятвенно обязывался исполнять, подписываясь за незнанием грамоты крестом. Уложение это составляло небольшое собрание законов, которое с незначительными отступлениями было принято всеми отдельными отрядами флибустьеров и даже в начале XYIII столетия, после совершенного прекращения их общества, сохранялось отдельными морскими разбойниками, после войны за испанское наследство, грабившими на морях в отдаленных частях света.
Во главе стоял закон о равенстве и сопряженных с ним правах, которые заключались в следующем: каждый береговой брат в важных случаях мог подавать свой голос (в фильме хорошо выражен этот закон, особенно когда пираты стоят у кучи с золотом - они все, громко, сразу подают свой голос… - имеют право! :-)), имел равное со всеми право на захваченные свежие съестные припасы и крепкие напитки и распоряжаться ими по своему усмотрению.
Пьянство, неповиновение предводителю, самовольная отлучка с поста, наказывались: вдали от неприятеля - лишением части добычи, вблизи неприятеля - смертью.
Дуэли на кораблях также были запрещены. В случае ссор разборки откладывались до прибытия в гавань: тогда противники, съехав на берег, разделывались в присутствии одного из офицеров на пистолетах и саблях. Сперва стреляли из пистолетов и в случае промаха рубились саблями; первая рана показывала виновного и оканчивала дуэль.
Каждый был обязан содержать в лучшем состоянии ружье, пистолеты и саблю. (Да, видимо Джек Воробей не особо много времени уделял полировке и чистке своего оружия, но оно все равно находилось в рабочем состоянии, за исключением ружья, которого у Джека просто - напросто не было! :-)) Эта обязанность скоро превратилась в роскошь. Флибустьеры старались перещеголять друг друга красотою и богатством оружия и часто за пару пистолетов платили двести и триста пиастров серебром.
Огонь, по закону, должны были тушить на кораблях в восемь часов. Другой закон запрещал играть в кости или карты на деньги; но эти постановления соблюдались очень редко, и часто начальники первые нарушали их (на "Черной Жемчужине" пираты в нашем поле зрения ни во что в общем не играли, а когда на корабле появилась Элизабет, тогда они сыграли в прятки - она пряталась с дикими криками, а обезьянка - зомби искала :-)).
Изувеченному флибустьеру, кроме законной добычи, давали ещё : за потерю правой руки 600 испанских талеров или 6 невольников; за потерю левой руки или правой ноги 500 талеров, за потерю глаза или пальца 100 талеров или одного невольника (Ага!!! Так вот почему один из пиратов на "Жемчужине" постоянно теряет свой драгоценный глазик - каждый раз за потерю по 100 талеров - и ты богач!!! :-)).
Теперь про кушанья: провиант составляли свинина и соленые черепахи; но и за них даже на острове, который защищал их, флибустьеры часто не хотели платить, а рассыпались ночью, окружали свиные хлева и требовали от хозяина определенного числа голов (свиных, а не человечьих! ;) ), рассчитанного по известному им заранее числу свиней. За отказ или малейший шум мстили убийством (Опять вспоминаем фильм: Джек заходит в хлев, только не за свиными головами, а за стариком. За шум Джек не убивает его, а всего- то поливает холодным душиком из корыта…).
Перед выступлением в поход флибустьеры обыкновенно составляли духовные завещания. У них был обычай избирать себе товарища и делить с ним имущество и добычу, а после смерти оставлять всё ему. Те же, у которых были жена и дети, уделяли товарищу только известную часть имущества; остальное доставалось семейству (только представьте - Джек - отец семейства, кормилец… Смешно? А семейству не смешно - у Джека "нехилое" имущество! :-))
Все молодые и красивые женщины, невзирая на положение их в обществе и на супружеские связи, почиталась доброй добычей, причем одно самоубийство могло спасти несчастных от скотских прихотей пиратов. Исключения, когда пощадили бы невинность и приличие, весьма редки (Как редки? А как же случай с Элизабет? Видимо пираты посчитали ее не слишком молодой или не слишком привлекательной…). Если красивая девушка попадала в руки целой шайке, то бросали жребий. Выигравший имел право взять её себе и обходиться как с женой, что, однако, не лишало и других права пользоваться своей очередью, и это обыкновенно обходилось без ссоры и драки. Этот род своячества пираты называли матросством (matelotage).
Флибустьеры не знали, как бы наискорейшим образом прогулять свою добычу и потому, возвратясь из похода, предавались разным излишествам: надевали роскошные платья, дорогие материи и быстро опорожняли магазины на островах Тортуге и Ямайке. На пиршествах они разбивали вдребезги все: бутылки, стаканы, сосуды и мебель всех родов. Если их упрекали в том, что так безумно тратят добытое кровью и трудами богатство, они отвечали: "Судьба наша, при беспрерывных опасностях, не походит на судьбу других людей. Сегодня мы живы - завтра убиты; так к чему же скряжничать? Мы считаем жизнь свою часами, проведенными весело, и никогда не помышляем о будущих неверных днях. Вся наша забота о том, чтобы поскорее прожить жизнь, доставшуюся нам без нашей воли, а не думать о продолжении её. "
Разумеется, что при таких правилах пиршества этих людей не имели ни меры, ни границ, и они во всем доходили до крайности. Особенно же отличались в пьянстве. Часто небольшое общество покупало бочку вина и располагалось вокруг неё. Всякий подходил со своим сосудом, а если не имел его, то просто ложился под кран и цедил вино в рот; таким образом, один сменял другого, пока бочка не была осушена.
Особенно замечательна одна черта пиратов: они молились усердно и никогда не садились за стол без молитвы. Так же точно молились они всегда перед началом битвы, прося у Бога победы и хорошей добычи.
Для избежания ревности и ссор на кораблях не позволялось держать ни женщин, ни мальчиков (Ну женщин почему не разрешалось - это ясно, ну а мальчиков?! Не все ж как Майкл Джексон!). Тот, кто осмеливался привезти на корабль переодетую девушку, предавался смерти. То же наказание было определено за бегство с корабля и за оставление своего места в сражении.
Воровство наказывалось не менее строго: обворовавшему товарища вырывали ноздри и уши и потом высаживали на твердую землю в таком месте, где ему нельзя было ожидать хорошей участи. Если же кто - нибудь коснулся имущества общественного и цена украденного составляла пиастр, его высаживали на берег необитаемого мыса или острова, дав ему ружье, немного свинца, бутылку пороха (чтоб пить! :-)) и бутылку воды.

Вот и всё, надеюсь, вы получили хоть немного пользы и удовольствия от прочитанного. Если вы хотите подробнее узнать об этих замечательных людях, то советую вам прочитать книгу, по которой я и подготовила мой рассказ: "История морских разбойников Средиземного моря и Океана" - издательство "Новелла", Москва, 1991г., перевод К. Вельсберга с французского издания 1850 года.

Mary

<< обратно


б и о г р а ф и я
ф и л ь м ы
ф о т о а л ь б о м
и н т е р в ь ю
с т а т ь и
р е ц е н з и и
с с ы л к и

 

биография |   фильмы   | фотоальбоминтервью  |   статьи   |  рецензии  |   |  ссылки

  © administrator   2003 - 2008